19/05/2022 04:17

Реальная проверка последних энергетических предложений Европы - ING


Европейская комиссия обнародовала более подробную информацию о своей стратегии по отказу от российского газа. Опять же, амбиции высоки. Но остается большой вопрос: могут ли организации и компании выполнять обязательства, несмотря на бесчисленное множество обязательств с нулевыми потерями? Наш старший экономист по сектору Гербен Хиеминга сомневается.


«Двойная срочность»
Европейская комиссия отреагировала на глобальный энергетический кризис, вызванный войной России против Украины. В нем говорится о «двойной срочности» преобразования энергетической системы Европы и ее зависимости от зависимости блока от российских ископаемых видов топлива.
Комиссия предлагает усилить долгосрочные меры по повышению энергоэффективности, в том числе увеличить с 9% до 13% обязательного целевого показателя энергоэффективности в рамках пакета «Готовность к 55 годам» европейского законодательства о зеленом соглашении.
Он нацелен на дальнейшую диверсификацию поставок и рассматривает возможность разработки «совместного механизма закупок», который будет вести переговоры и заключать контракты на закупку газа от имени участвующих государств-членов.
Согласно предложениям, массовое расширение и ускорение использования возобновляемых источников энергии в электроэнергетике, промышленности, зданиях и на транспорте ускорит обретение независимости Европейским Союзом, что придаст «стимул переходу к зеленой среде» и со временем снизит цены.
Комиссия предлагает увеличить основную цель к 2030 году для возобновляемых источников энергии с 40% до 45% в рамках пакета «Fit for 55».


Отслеживание скачкообразных амбиций Европейской комиссии
Если вам трудно следить за многочисленными инициативами Европейской комиссии, направленными на преодоление климатического и энергетического кризисов, вы не одиноки. И я скептически отношусь к еще одному увеличению амбиций и к тому, как компании могут выполнить обещания. Прежде чем мы перейдем к этому, давайте вспомним, где мы находимся прямо сейчас.
ЕК впервые представила «Зеленый курс» с целью сделать Европу первым климатически нейтральным континентом к 2050 году. % сокращения выбросов к 2030 году. Более подробная информация появилапсь в июле 2021 года вместе со стратегией Fitfor55.
Все идет нормально. Все эти инициативы направлены на то, чтобы сделать экономику более устойчивой. Безопасность энергоснабжения не была проблемой. И энергия тоже была доступной.
Но опасения по поводу нехватки предложения начали поднимать цены до беспрецедентного уровня. В октябре 2021 года ЕК отреагировала выпуском «Инструментария цен на энергоносители».
А потом Россия вошла в Украину в феврале этого года. Доступность счетов за электроэнергию и энергетическая безопасность в настоящее время являются главной заботой политиков, домохозяйств и членов правления энергоемких компаний. ЕК отреагировала пакетом REPoperEU, целью которого является обеспечение компаний и домохозяйств доступной, безопасной и чистой энергией.
Сегодняшнее объявление основывается на этих и без того амбициозных целях. И хотя эти амбиции похвальны, важно не упускать из виду реальность. Есть пять «узких мест», которые заставляют скептически относиться к тому, как многого можно достичь.

Упрощение разрешительных процедур помогает компаниям, но не стоит забывать об участии
Президент ЕК Урсула фон дер Ляйен много сделала в сегодняшнем заявлении об ускорении разрешительных процедур. На разработку проектов, поддерживающих энергетический переход, часто уходят годы из-за получения разрешения на планирование и соблюдения экологических норм. Это резко контрастирует с «молниеносной скоростью», которую представляет ЕС. Следовательно, комиссия позволяет государствам-членам определять области, где разрешения могут быть выданы быстро, поскольку эти области служат «общественной цели». Эти более или менее «свободные от правил зоны» являются революционным аспектом пакета.

Однако вполне вероятно, что природоохранные ведомства и общественные организации будут протестовать против этого и могут обратиться в суд. Они, вероятно, будут утверждать, что солнечные поля и ветряные турбины могут мешать путям миграции птиц, а прибрежные ветряные электростанции могут беспокоить морскую жизнь. Природа явно также служит «общественной цели», и любая утрата биоразнообразия только усугубляет это. Далеко не ясно, как судьи будут балансировать эти общественные цели. И, вероятно, потребуется время, прежде чем правовая система установит четкие и практические рекомендации для компаний по ускорению перехода.

Кроме того, ЕК уделяет особое внимание ускорению юридических процедур, но для ускорения перехода не менее важно заручиться местной поддержкой. Такие технологии, как биомасса, ядерная энергетика, улавливание и хранение углерода, сети централизованного теплоснабжения, береговые ветровые и солнечные поля, часто встречают сильное сопротивление со стороны местных жителей, особенно в городских районах. Инициатива «Новый европейский Баухаус» является частью «Зеленого курса» ЕС и направлена на расширение сотрудничества между гражданами, экспертами, компаниями и государственными учреждениями. Хотя совместное творчество может увеличить местную поддержку, это не гарантирует ускорения процессов. И местная оппозиция может легко усилиться по мере того, как переходный процесс ускоряется, а региональные пейзажи меняются быстрее, чем люди готовы принять.


Электросети, вероятно, останутся постоянным барьером
Стремление к расширению использования возобновляемых источников энергии все чаще не соответствует грубой физике электрических сетей. Поэтапный отказ от ископаемого топлива увеличивает спрос на электроэнергию, а со стороны предложения возобновляемые источники энергии вызывают пиковые нагрузки в периоды, когда светит солнце и дует ветер. Во многих случаях мы достигаем пределов пропускной способности при транспортировке электроэнергии по сети.

В результате электросети необходимо расширять в больших масштабах, но на это уходят годы. Спрос и предложение должны быть согласованы разумным образом, но опытные пользователи обычно медленно меняют свои привычки, например, не выключают свои электромобили дома в 18:00, во время когда они готовят ужин. А правительствам необходимо применять более стратегический подход к сетевым подключениям. Правительствам еще далеко до разработки четкого свода правил по распределению дефицитных мощностей. Еще неизвестно, произойдет ли это в ближайшее время, поскольку это требует жесткого выбора между видами экономической деятельности.


Компании борются с нехваткой рабочей силы и материалов
И если предположить, что электрические сети не являются барьером для перехода к энергетике, то как компании находят ресурсы для реализации своих амбиций?
Энергетический переход очень трудоемкий. Электриков, монтажников, сварщиков, слесарей, сантехников, плотников, планировщиков и руководителей проектов в офисе — их очень трудно найти. И если вы их найдете, другие, более выгодные предложения по работе часто не за горами.

Во-вторых, нехватка материалов. Например, сбои в цепочке поставок повлияли на доступность солнечных батарей. Нехватка щепы отрицательно сказывается на поставках тепловых насосов. Нередко клиентам приходится ждать месяцами, чтобы их заказ был установлен. Цены также выросли, в некоторых случаях до такой степени, что это задерживает выполнение проекта.

Обратите внимание, что это уже происходит при текущей скорости перехода энергии. Эти проблемы могут усугубиться, если переход должен происходить «молниеносно», а война в Украине продолжится.


Это может изменить правила игры для коммунальщиков
До сих пор коммунальные предприятия хорошо пережили Covid и энергетический кризис. Только небольшие коммунальные предприятия серьезно страдают от высоких цен на энергию, поскольку у них, как правило, нет генерирующих мощностей, и им приходится покупать большую часть электроэнергии на рынке для выполнения обязательств перед клиентами. В прошлом году 29 таких коммунальных предприятий объявили о банкротстве в Великобритании. Тем не менее, большинство крупных коммунальных предприятий могут получать высокие доходы от своих энергетических активов и деятельности в области электросетей. До сих пор большинство коммунальных предприятий могли перекладывать растущие затраты на электроэнергию на своих клиентов.

Это может измениться к худшему, если REPowerEU приведет к тому, что государства-члены введут предельные цены на энергоносители для розничных клиентов (домашних хозяйств и МСП). До сих пор многие правительства компенсировали более высокие счета за коммунальные услуги за счет мер поддержки доходов и снижения налогов на энергию; оба не влияют на коммунальные услуги. Но ограничение цен на энергию съедает прибыль коммунальных предприятий. Это необходимо делать с умом, поскольку коммунальные предприятия могут соответствовать растущим инвестиционным амбициям только с солидной прибылью. Убытки или банкротства среди крупных коммунальных предприятий должны быть предотвращены, поскольку они, вероятно, усугубят рыночные потрясения и обратным образом скажутся на амбициях ЕС по ускорению перехода к экономике с нулевыми выбросами.

Солнечные панели и ветряные турбины не могут заменить потребность в отоплении
Последнее замечание сводится к проверке реальности энергетического перехода. Слишком часто его представляют с точки зрения солнечной и ветровой энергии как решения любой проблемы. Но спрос на электроэнергию составляет только одну пятую от общего спроса на энергию. Подавляющее большинство потребностей в энергии приходится на отопление. Солнечная и ветровая энергия не могут иметь здесь большого значения, поскольку электроны далеко не идеальная замена молекулам газа.