2 декабря 2021, 03:54

Инфляция в еврозоне подскочила до 4,9%, в каком направлении будет дальнейшее движение? - ING Forex EuroClub


Инфляция в еврозоне подскочила до уровня 4,9% в ноябре на фоне роста цен на энергоносители и потребительские товары. Учитывая, что циклическое ценовое давление увеличивает среднесрочные ожидания, ЕЦБ, похоже, настроен на осторожное ужесточение денежно-кредитной политики, несмотря на возросшие риски, связанные с вирусом.


В основном это энергия, но также необходимо следить за ростом базовой инфляции.

Такой высокой инфляции не наблюдалось с восьмидесятых.
Энергетический шок 2021 года начинает оказывать существенное влияние на потребителей, поскольку инфляция энергоносителей подскочила до 27,4% г/г. В основном это связано с повышением цен на текущий момент, так как в ноябре цены на бензин в еврозоне практически не изменились. Цена на природный газ снова выросла в этом месяце, подтверждая неопределённость цен на энергоносители. Глядя на будущие цены, мы ожидаем существенного падения только в середине следующего года.

Тем не менее, базовая инфляция также увеличилась, причём не только из-за энергоносителей. Большой скачок инфляции в сфере услуг с 2,1 до 2,7% и более скромный рост инфляции неэнергетических промышленных товаров с 2 до 2,4% предполагают расширение инфляции выше 2%. В связи с запаздыванием роста заработной платы потребители теперь сталкиваются с серьезным повышением цен, что значительно снижает рост реальной заработной платы.


Ожидается, что более высокий уровень инфляции будет по-прежнему временным.

Несомненно, в следующем году инфляция снова упадет. Исключение повышения НДС в Германии в январе станет первым снижением, в то время как ожидания снижения цен на энергоносители и сокращения сбоев в цепочке поставок должны еще больше снизить уровень инфляции в еврозоне в течение следующего года.

Большой вопросительный знак возникает в связи с ростом цен на товары. Давление на стоимость поставок еще не ослабевает, поэтому мы можем ожидать увеличения товарной инфляции на протяжении большей части 2022 года, которая станет доминирующей движущей силой общей инфляции, когда энергетическая инфляция ослабеет. Большой вопрос в том, насколько сильно снизится инфляция в течение следующего года. Для этого ключевыми являются вторичные эффекты и циклические факторы.


Доказательства эффектов второго раунда отсутствуют, но циклический подъем повышает инфляционные ожидания.

Свидетельств вторичных эффектов на данный момент очень мало: показатель ЕЦБ для согласованного роста заработной платы в прошлом квартале достиг рекордно низкого уровня, демонстрируя, что непосредственные опасения по поводу этих вторичных эффектов в еврозоне гораздо меньше, чем в США, где рост заработной платы резко увеличился в последние кварталы. Тем не менее, существуют факторы, которые в среднесрочной перспективе будут удерживать инфляцию на уровне, превышающем докризисный.

Циклически экономика продемонстрировала неожиданный рост за последние кварталы.
Сейчас мы намного ближе к потенциальному объему производства, чем думали раньше, если рост ВВП окажется меньше, чем на 1% от докризисного уровня. В начале пандемии мы ожидали, что вернемся туда, где были раньше, лишь в 2023 году. Рынки труда также превзошли ожидания с очень быстрым восстановлением роста рабочих мест и уровня безработицы, близкого к историческим минимумам. Прекращение действия схем увольнения вряд ли окажет большое влияние на рынок труда еврозоны, что усугубит возникающее давление на заработную плату. Риски вируса определенно ослабляют ожидания экономического роста в ближайшие месяцы, но среднесрочные последствия, как ожидается, будут довольно умеренными, особенно с возвращением фискальной поддержки.


Ожидается, что ЕЦБ отреагирует на циклическое давление, возможно, раньше, чем планировалось.

В целом, мы не ожидаем, что в конце 2022 года инфляция упадет намного ниже 2%. Хотя вторичные эффекты в настоящее время в основном отсутствуют, среднесрочное ценовое давление усиливается, и мы ожидаем, что рост заработной платы восстановится в течение следующего года. Хотя ужесточение действий ЕЦБ не совсем полезно для увеличения запасов газа или устранения узких мест в азиатских портах, оно актуально, когда дело доходит до среднесрочного ценового давления. Конечно, новые ограничительные меры против вируса и неопределенность в отношении Omicron увеличивают риски ухудшения прогнозов, но пока мы все еще ожидаем, что ЕЦБ объявит о прекращении своей чрезвычайной программы PEPP в марте, и ожидания первого повышения процентной ставки приближаются к началу 2023 года.