16 января 2018, 18:54

США: Рост нефтедобычи до исторического рекорда может изменить баланс мировой торговли Forex EuroClub

Стремительный рост добычи ресурсов сланцевой нефти в США уже скоро может подтолкнуть общий объём производства сырья в стране выше отметки 10 миллионов баррелей в сутки – уровня, о котором буквально десять лет назад мало кто мог мечтать. Предыдущий рекорд был установлен в 1970 году, и новый, как ожидается, долго не устоит. По прогнозу Управления энергетической информации, добыча нефти в США достигнет 11 миллионов баррелей в сутки к концу 2019 года, что позволит им конкурировать с крупнейшими производителями сырья в мире.
Экономические и политические последствия роста нефтедобычи в США колоссальные: сокращение импорта нефти в страну на одну пятую за 10 лет, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в её отдалённых районах и снижение розничных цен на бензин на внутреннем рынке на 37 процентов с пика 2008 года. Если в 1970-х в США царили опасения насчёт серьёзного дефицита энергии, то нынешний президент страны Дональд Трамп пообещал обеспечить стране энергетическое доминирование.
Суточный объём торгов фьючерсными контрактами на американскую нефть увеличился более чем в два раза за последние десять лет, в среднем превысив отметку 1,2 миллиарда баррелей в сутки в 2017 году, следует из данных биржевого оператора CME Group. В конце ноября CME объявил о запуске торговли новыми фьючерсными контрактами WTI-Dubai – спредом между американским бенчмарком WTI и азиатским эталоном Dubai. Это решение продиктовано наращиванием экспорта нефти из США в Азию, где американские поставщики уже активно борются со своими ближневосточными конкурентами за долю рынка.
Вопрос, будет ли добыча сланцев расти столь уверенными темпами и дальше, остаётся открытым, так как её стремительная активизация заставляет задуматься над тем, что добыча уже находится на пике, а прогнозы будущего объёма производства слишком оптимистичны. Кроме того, если говорить о сланцевых формациях, добыча на которых ведётся наиболее активно, то расходы на услуги подрядчиков на них в последнее время значительно выросли, и некоторые инвесторы в связи с этим призывают компании сосредоточиться на оптимизации краткосрочной прибыли, а не наращивать бурение.
Но добытчики ресурсов сланцевой нефти уже доказали, что умеют приспосабливаться к текущей реальности. Из ценовой войны, которую развязала Саудовская Аравия, они вышли победителями благодаря масштабному сокращению расходов и усовершенствованию технологии бурения.
В настоящий момент фьючерсные контракты на североамериканский сорт торгуются выше 64 доллара за баррель, что позволяет американским энергетическим компаниям и выплачивать дивиденды, и инвестировать в расширение бурения.
В конце 2015 года Конгресс США снял запрет на экспорт нефти. В настоящий момент экспортные поставки нефти из США держатся вблизи 1,7 миллиона баррелей в сутки. Более того, в этом году мощности для экспорта природного газа возрастут до 3,8 миллиарда кубических футов в сутки, в том числе за счёт переоборудования терминалов по приёму сжиженного природного газа (СПГ) под экспорт. Спрос на экспорт вкупе с растущей добычей в таких отдалённых частях страны, как Западный Техас и Северная Дакота, привели к буму строительства трубопроводной инфраструктуры в США.
Компании, включая Kinder Morgan и Enterprise Products Partners построили трубопроводы для прокачки жидких углеводородов протяжённостью 26.000 миль в период с 2012 года по 2016-й, следует из данных профильного ведомства. Ещё несколько многомиллиардных проектов сейчас находятся в стадии разработки. Сами бурильщики говорят, что могут отправлять на экспорт гораздо большие объёмы. “Мы продолжаем совершенствовать технологию бурения, здесь речь идёт как о скорости, так и об эффективности”, – сказал Матиас Шлехт из нефтесервисной компании Baker Hughes. На бурение новых скважин сегодня уходит не больше недели, хотя ещё пару лет назад оно занимало почти месяц, добавил он.
Следующая волна роста добычи сланцев в США будет зависеть от технологий по увеличению нефтеотдачи скважин. Сегодня компании в этих целях используют искусственный интеллект и нанимают фрилансеров.
Рост инвестиций подталкивает всё больше компаний бурить новые скважины в менее производительных районах, а технологии, в свою очередь, помогут сделать добычу на этих формациях более рентабельной, считает Кейт Ричард из Warwick Energy Group. По её расчётам, около трети из объёма частных инвестиций, выделенных на развитие сланцевого сегмента, пойдёт на наращивание добычи в регионах, которыми до этого пренебрегали.
Кроме того, рост нефтяных котировок может заставить энергокомпании обратить внимание на пробуренные, но не законченные скважины, число которых в настоящий момент составляет около 7.300.
Keane Group и Liberty Oilfield Services – подрядчики, которые специализируются на бурении гидравлическим разрывом пласта, также быстро отреагировали на скачок цен на нефть и поспешили закупить новое дорогостоящее оборудование в надежде на то, что заказов прибавится. Доходы таких компаний в США, как ожидается, увеличатся на 20 процентов в этом году и приблизятся к рекордной отметке 2014 года на уровне 29 миллиардов, считают аналитики компании Spears & Associates.
Изначально сланцевая революция изменила устоявшуюся иерархию в отрасли, превратив мелких игроков в миллиардеров. Так, если десять лет назад американские энергетические гиганты – Exxon Mobil и Chevron – сместили акцент на зарубежные активы, то сегодня они возвращаются домой, скупая сланцевые компании и участки и увеличивая инвестиции в них.
Так, в прошлом году Exxon сообщил о намерении заплатить до 6,6 миллиарда долларов за участок на крупнейшем сланцевом месторождении Америки – Permian. Chevron в этом году планирует инвестировать 4,3 миллиарда в разработку сланцевых ресурсов.
Возвращение в отрасль таких крупных компаний благоприятствует росту благосостояния в регионах добычи. Так, например, безработица в Мидленде, штат Техас, снизилась до 2,6 процента, сказал Уилли Тейлор из Permian Basin Workforce Development Board. Сегодня компании в Западном Техасе предлагают премии при приёме на работу, чтобы таким образом привлечь новые кадры, добавил он. “Раньше этот рынок контролировали работодатели, – сказал Тейлор. – Сейчас можно сказать, что карты в руках у соискателей”.