14 марта 2017, 12:02

От шотландского референдума проиграют все - пресса Великобритании Forex EuroClub

Первые полосы британских газет сегодня посвящены не только прошедшему обе палаты парламента "правительственному варианту закона о "брексите", но и ожидавшемуся объявлению первого министрв Шотландии Николы Стерджен о намерении провести повторный референдум о независимости Шотландии.
"Победителей на референдуме не будет," - дает категорическую оценку обозреватель Times Хьюго Рифкинд. Выглядела в ходе своего заявления Стерджен, пишет Рифкинд, испуганно и это, добавляет он, вполне обоснованно. "Момент сейчас такой, когда политикам всех мастей приходится нередко даже помимо собственной воли скатываться вниз по логике своих собственных прежних заключений. Хорошего выбора у Стерджен не осталось. Без референдума она станет слабаком, безоговорочно принявшим "жесткий брексит". Объявив референдум, она рискует проиграть главную игру своей жизни. Иными словами, она оказалась между молотом и наковальней". Для противников отделения от Британии проблемы совершенно очевидные, считает автор статьи. На прошлом референдуме их стратегию можно было обозначить как "проект страх", сопровождающийся "бомбардировкой любовью". Кто же теперь будет осуществлять "бомбардировку любовью"? В 2014 году сторонникам отделения противостояли такие популярные фигуры, как Джоан Роулинг и Дэвид Боуи. Большинство противников отделения и сегодня стоят на этих же позициях, только теперь они еще и анти-"брексит". Им придется искать новую логику. Не всем хватит на это мужества.
Кто же теперь в их числе? Шотландских лейбористов осталась жалкая кучка. Среди правых консерваторов немало таких, для кого отношения внутри ЕС - не что иное как отношения метрополии и колонии, и любое недовольство они воспринимают как бунт. От них пользы не будет, да и сами они вряд ли захотят ее оказать. На сей раз, в отличие от прошлого, немало людей в Англии готовы поддержать стремление Шотландии отделиться. Что вовсе не означает автоматическую победу Стерджен и ее единомышленников. Подтекст ее заявления состоит в том, что второй референдум по Шотландии - на самом деле второй референдум по выходу из ЕС. Это неизбежно, так как единственным его обоснованием стал "брексит".
Нет, впрочем, никаких гарантий, что те, кто голосовал за Европу, так же проголосуют и сейчас. В июне избиратели знали, что победа противников "брексита" сохранит Британию в ЕС, напоминает Рифкинд. В 2018 году такое голосование будет сродни скорее молитве. Нет никакой гарантии, что независимая Шотландия автоматически сохранит за собой место в Евросоюзе, и что ей не придется подавать заявку на вступление заново, и что в этом случае Испания (имея в виду аналогичную ситуацию в Каталонии) не воспользуется своим правом вето.
И даже если сохранение в составе ЕС Шотландии будет гарантировано, с финансовой точки зрения проевропейский выбор будет далеко не столь очевиден, каким он выглядел в прошлом году, говорится далее в статье. Шотландский экспорт в остальную Британию в четыре раза превышает экспорт в другие страны ЕС. "Проект страх" превратится в "проект Армагеддон": экономика независимости, хрупкая в составе ЕС, за его пределами может стать катастрофической.
"Больше всего, однако, - пишет Рифкинд, - я боюсь, что союз с Британией будет убит из ложных побуждений. Для английских правых, сторонников "брексита", Шотландская национальная партия - не что иное, как местное воплощение того самого глобалистского либерального истеблишмента, которому в прошлом году они с таким удовольствием "дали под зад". Но вряд ли они отдают себе отчет в том, с каким презрением они столкнутся и какой вред себе нанесут при попытке принести подобную аргументацию в Шотландию. Трудно представить себе шотландца, симпатизирующего Найджелу Фараджу.
Перспектива проведения повторного референдума о независимости до завершения процесса "брексита" представляется маловероятной. Стерджен может настаивать, но Мэй просто может сказать "нет". И что ее остановит? Единственный рычаг давления в ее руках состоит в том, что отказ повысит шансы сторонников отделения, что не будет иметь никакого смысла, если референдум не состоится. Но рано или поздно он состоится, и хорошего в этом ничего не будет.
"Для нашего поколения дискуссия на эту тему завершена", - с видимым облегчением сказал Дэвид Камерон на следующее утро после голосования в сентябре 2014 года, - говорится в заключение статьи Times. - После чего он ступил на новую скользкую дорожку и остановиться уже не смог. Теперь все мы беспомощно барахтаемся на дне пропасти, куда эта дорожка нас привела. Нам отсюда не скоро выбраться".