18 апреля 2013, 12:10

Текущее восстановление экономики отличается от остальных прежде всего мерами экономической политики Forex EuroClub

Текущая рецессия сопровождалась отнюдь не сильным восстановлением. Почему это восстановление было слабым и затяжным остается предметом дискуссий. Сейчас экономисты утверждают, что один конкретный аспект нынешнего глобального восстановления отличает его от предыдущих лет. В момент прошлых процессов выхода из рецессии, методы и денежной и налогово-бюджетной политики использовались одновременно. На текущем этапе выхода из рецессии мировой экономики, налоговая и денежно-кредитная политика в странах с развитой экономикой толкают экономику в совсем противоположных направлениях.
Среди экономистов идет интенсивное обсуждение причин слабого и затяжного характера текущего продолжающегося восстановления. Некоторые утверждают, что это не удивительно, поскольку рецессии, связанные с финансовыми кризисами, часто сопровождаются вялым восстановлением. Другие утверждают, что политическая неопределенность является одним из основных препятствий для роста в США. Некоторые экономисты, тем не менее, подчеркивают, что существую дополнительные причины, такие как структурные проблемы Еврозоны и сильно синхронизированный характер рецессии 2009 года.
В последнем докладе о Перспективах развития мировой экономики МВФ анализирует эволюцию фискальной и монетарной политики в ходе продолжающегося восстановления мировой экономики и показывает, что оно едет достаточно отличающейся траекторией по сравнению с теми, которые можно было наблюдать в течение предыдущих выходов из рецессии . МВФ утверждает, что, наряду с другими факторами, о которых говорят экономисты, важно рассматривать роль политики в определении показателей экономического роста во время восстановления.
Мир перенес четыре глобальных рецессии за последние 50 лет - 1975, 1982, 1991, и 2009. Глобальная рецессия является снижением мирового ВВП на душу населения и сопровождается широким снижением других показателей экономической активности в мире, таких как промышленное производство и занятость. Вслед за этими глобальными спадами обычно наступает глобальное восстановление, в результате чего экономическая деятельность восстанавливалась и, как правило, сопровождается синхронизированным ростом потребления, инвестиций и торговли по всему миру.
На первый взгляд, траектория нынешнего восстановление мировой экономики поразительно похожа на среднюю из трех прошлых траекторий восстановления. Тогда мировая экономика была в состоянии вернуться к докризисному уровню мирового производства в течение года.
Однако на текущий момент существует резкое расхождение трендов восстановления стран с развитой и с стран развивающейся рыночной экономикой. Текущий подъем оказался самым слабым для стран с развитой экономикой и, наоборот, сильным для развивающихся рынков. Прогнозы МВФ предполагают, что это расхождение будет сохраняться в ближайшее время.
Чем можно объяснить такое расхождение в траектории? Как мы уже указали выше, есть несколько факторов, которые могли бы объяснить это, в том числе тяжесть самого финансового кризиса, проблемы в структуре еврозоны, высоко синхронизированный характер этой рецессии, неопределенность, связанная с политикой, и так далее. Еще одним фактором, который влияет на характер восстановления, является существенное различие направлений налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в странах с развитой экономикой. В частности, в то время как направления налоговой и монетарной политики в предыдущих эпизодах восстановления были направлены в одну сторону, в течение текущего восстановления эти два метода шли в противоположных направлениях.
Текущие и прогнозируемые направления изменения государственных расходов в странах с развитой экономикой, совершенно отличны от тех, которые наблюдались в предыдущие периоды восстановления. В течение предыдущих периодов выхода из рецессии, бюджетная политика была сильно экспансионистской, это означает что реальные первичные расходы правительств значительно росли. В это раз ситуация совсем иная. Это правда, что в некоторых странах с развитой экономикой, особенно в США, финансовые стимулы, которые были введены в начале текущей рецессии, были гораздо меньше, чем в ходе предыдущих рецессий. В этот раз, налоговые стимулы сворачиваются уже в начале восстановления, следующего за стимулированием экономки. В частности, расходы сократились в течение первых двух лет этого восстановления мировой экономики и, по прогнозам, продолжат снижаться в ближайшие годы. Эта модель сейчас действует во всех основных странах с развитой экономикой, а Еврозона и Великобритания показывает резкие отклонения от типичных моделей изменения государственных расходов в прошлом.
Напротив, в странах с развивающейся рыночной экономикой продолжающееся восстановление сопровождается более экспансионистской налогово-бюджетной политикой, чем во время прошлых эпизодов. Это стало возможным потому, что эти страны на этот раз имели больше возможностей наращивать государственные расходы, чем в прошлом.
Кредитно-денежная политика в развитых странах была исключительно стимулирующей во время последнего восстановления по сравнению с предыдущими эпизодами. Ключевые процентные ставки были снижены до рекордно низких уровней, а балансы центральных банков в основных странах с развитой экономикой были значительно были расширены по сравнению с предыдущими периодами восстановления. Денежно-кредитная политика в странах с формирующимся рынком также была более благоприятной к росту экономической активности, чем в прошлом.
Чем же объясняется расхождение в экономической политике сейчас и в прошлом? Боязнь воспользоваться стимулами в виде роста государственных расходов и темпы консолидации в этой рецессии и восстановлении, вероятно, объясняются уже высоким соотношением государственного долга к ВВП и уже большим дефицитом, которые были при во время входа в рецессию. Страны с развитой экономикой вошли в текущую рецессию с гораздо более высоким уровнем долга, чем в прошлых рецессиях. Эти высокие уровни долга отражают комбинацию факторов, включая экспансионистскую фискальную политику в преддверии спада, меры поддержки финансового сектора, и существенные потери доходов, которые проявились в результате тяжести текущей рецессии. Уровень дефицита бюджет в некоторых странах с развитой экономикой в настоящее время очень высок отчасти из-за коллапса в доходной части.
Кроме того, кризис суверенного долга в некоторых периферийных странах еврозоны и проблемы, связанные с доступом к рынкам оказали давление на эти страны и ускорили их планы бюджетной консолидации. В то же время, было больше возможностей для маневрирования с помощью денежной политики, поскольку темпы инфляции были намного ниже в начале рецессии, чем в прошлом.
Экономисты не имеют общего мнения, по поводу того, какое из различных сочетаний денежного-кредитной и налогово-бюджетной политики в периоды этой рецессии и восстановления было бы оптимальным. Политика реагирования на рецессию должна учитывать соответствующие возможности маневрирования, доступные для бюджетно-налоговой и монетарной политики в развитых экономиках.
Тем не менее, существуют ряд опасений по поводу текущего восстановления. Хотя денежно-кредитная политика была эффективной, политикам пришлось прибегнуть к нетрадиционным мерам и даже с этими мерами, учитывая нулевой уровень процентных ставок, этот кризис снизил эффективность денежно-кредитной политики. Это, наряду со степенью кризиса в этих странах, возможно, усиливает влияние мер жесткой экономии в рамках фискальной политики.