8 марта 2004, 04:58

Доллар: отступает, но не сдается ? Forex EuroClub

На международных валютных торгах в пятницу 5 марта доллар потерял около 2 центов относительно евро и британского фунта стерлингов и примерно 1 цент против австралийского доллара. Обвал произошел на утренних американских торгах, после публикации февральского отчета о занятости в США. Отчет показал мизерное увеличение числа рабочих мест в американской экономике, всего на 21 тысячу. Между тем, экономисты в среднем прогнозировали прирост числа рабочих мест в феврале на 125 тысяч - 130 тысяч, а валютный рынок был, возможно, настроен на большее. Как неоднократно говорилось, в середине последней недели февраля на валютном рынке появилась идея о том, что положительная разница между ставкой ЕЦБ и ставкой ФРС может скоро уменьшиться или исчезнуть. Считается, что основой для появления этой идеи стало заявление канцлера ФРГ Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), в котором он призвал ЕЦБ "глубочайшим образом" задуматься о понижении ставки с целью сдержать рост евро к доллару. К этому добавилось выступление председателя ФРС Алана Гринспена (Alan Greenspan) в бюджетном комитете Палаты представителей Конгресса 25 февраля. Во вступительной части доклада Гринспен сделал оптимистичное заявление об экономике США: "Появившиеся в самое последнее время показатели дают основания полагать, что экономика начала 2004 г. на высокой ноте и что перспективы для продолжения роста в последующий период являются хорошими". Валютный рынок очень живо отреагировал на слова Гринспена, увидев в них сигнал о том, что, в условиях устойчивого и энергичного экономического роста, ФРС может перейти к повышению ставки раньше, чем предполагалось. Скорее всего, именно выступление Гринспена 25 февраля стало решающим событием для движения валютного рынка в последующие дни. Перед началом выступления председателя ФРС, на утренней американской сессии, доллар торговался на уровне $1,262 - $1,264 за евро. Когда Гринспен начал делать доклад, доллар очень быстро пробил отметку $1,26 за евро и, разогнавшись, стремительно преодолел рубеж $1,25. Во второй половине дня в Нью-Йорке 25 февраля доллар торговался на уровне $1,249 за евро.

Идея о том, что призывы Шредера к ЕЦБ произведут впечатление на монетарные власти еврозоны, была ущербной с самого начала. Хотя Шредера поддержал премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен (Jean-Pierre Raffarin), представители ЕЦБ дали ясно понять, что не видят никакой необходимости в понижении ставки рефинансирования. ЕЦБ никогда не поддавался политическому давлению. Вероятно, валютный рынок всерьез и не рассчитывал, что ЕЦБ склонится к смягчению монетарной политики. Когда совет ЕЦБ 4 марта оставил ставку рефинансирования без изменения, а председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) заявил на пресс-конференции, что политика банка соответствует экономическим условиям в еврозоне, т.е., другими словами, банк не предвидит понижения ставки, валютный рынок почти не шелохнулся. На вечерней сессии в Нью-Йорке в четверг 4 марта доллар торговался на уровне $1,2188 за евро, против $1,2185 вечером в среду.

Но вторая часть идеи о сближении ставок ЕЦБ и ФРС, касающаяся действий американских монетарных властей, получила серьезное подкрепление. В понедельник 1 марта Институт менеджмента по снабжению, ISM, представил февральское значение индекса производственной активности в США. Составляющая индекса ISM, отражающая ситуацию с занятостью в производственном секторе США, выросла с 52,9 в январе до 56,3 в феврале. Этот рост вызвал предположения, что февральский отчет о занятости покажет увеличение числа рабочих мест в производственном секторе, впервые после 42 месяцев сокращения, и значительный рост занятости в феврале. Данные ISM значительно укрепили идею о большой вероятности скорого повышения ставки ФРС и дали первый толчок для нового прорыва доллара. Евро-"быки" сильно занервничали, стали закрывать короткие позиции по доллару, и в результате к вечеру среды 3 марта доллар поднялся до $1,2185 за евро. По сравнению с концом февраля, когда доллар закрылся на отметке $1,2495, американская валюта отыграла у евро 3 цента.

Наконец, в пятницу 5 марта, в 8:30 утра по времени Нью-Йорка, министерство труда США опубликовало "заветный" отчет о занятости. Увеличение числа рабочих мест всего на 21 тысячу мгновенно развеяло ожидания финансовых рынков относительно скорого повышения ставки ФРС. В одночасье доллар потерял около 2 центов против евро и фунта и понес большие потери по отношению к другим ведущим валютам, кроме иены. Курс японской валюты к доллару оставался стабильным на уровне 111 иен в течение некоторого времени после публикации отчета о занятости в США, а затем упал. При закрытии торгов в Нью-Йорке за доллар давали 112 иен. Для столь удивительной динамики иены имелось лишь одно объяснение - крупная интервенция Банка Японии. Евро закрылся в Нью-Йорке на отметке $1,2378, против $1,2188 накануне вечером, а британский фунт - на отметке $1,8477, против $1,8232 за сутки до этого.

Резкое падение доллара в ответ на разочаровывающие данные отчета о занятости не вызывает удивления. Рынок был настроен совсем на другие цифры. Волнующим является не факт обвала доллара в пятницу, а вопрос о том, удержится ли доллар от дальнейшего падения. Как известно, фундаментальные факторы по-прежнему направлены против американской валюты. Это огромный дефицит счета текущих операций США и низкая ставка ФРС, повышение которой в обозримом будущем представляется маловероятным в свете последних данных с американского рынка труда. Специалист по валютным стратегиям в Brown Brothers Harriman & Co. в Нью-Йорке Энн Милс (Anne Mills) склонна считать, что доллар остается на траектории долгосрочного нисходящего тренда. Тем не менее, Милс не исключает, что евро-"быки" станут гораздо осторожнее после недавнего прорыва доллара. "Рынок оказался под ударом из-за длинных евро-позиций, поэтому я не уверена, что народ готов снова их наращивать", - сказала Милс.

Следует отметить, что, при всех серьезнейших фундаментальных факторах, определяющим фактором для валютного рынка является его настрой. В относительно недалеком прошлом, до весны 2002 г., рынок чувствовал расположение к доллару несмотря на уже имевшийся крупный дефицит счета текущих операций США и низкую ставку ФРС. Рынок верил в привлекательность американских активов. В 2002 г. эта вера была утрачена, и началось падение доллара. Отсутствие веры в американскую валюту было очень глубоким, и когда в середине января данные казначейства США показали значительный приток иностранных инвестиций в американские ценные бумаги в ноябре, благосклонная реакция рынка на эти данные была в высшей степени кратковременной. Между тем, отчет казначейства показал, что в ноябре иностранцы приобрели у резидентов США американские долгосрочные ценные бумаги на $83 млрд. в нетто-исчислении. Кроме того, иностранцы купили у резидентов США иностранные ценные бумаги на $5 млрд. в нетто-исчислении. В результате, общий приток капитала в Америку в ноябре составил $88 млрд., или точнее $87,6 млрд. Это было вдвое больше, чем требовалось для покрытия дефицита счета текущих операций США.

В середине февраля казначейство представило данные о потоках капитала в декабре. Как сообщило казначейство, в декабре иностранные инвесторы приобрели у резидентов США американские долгосрочные ценные бумаги на $80,8 млрд. в нетто-исчислении - почти столько же, сколько в ноябре ($82,4 млрд.). С учетом иностранных ценных бумаг, которые иностранные инвесторы продали американским резидентам, нетто-приток капитала в США составил в декабре $75,7 млрд.. Таким образом, приток капитала в Америку в декабре, как и в ноябре, намного перекрыл месячный дефицит счета текущих операций США, оцениваемый в $45 млрд. - $46 млрд. Торговый дефицит США, на который приходится львиная доля дефицита счета текущих операций, составил в декабре $42,48 млрд.

Тем не менее, на следующий день после публикации данных казначейства курс доллара к евро упал до исторического минимума - $1,2927. Поскольку ключевым фактором неверия в доллар является идея о том, что США, из-за низкой процентной ставки, могут оказаться не в состоянии привлекать иностранный капитал и финансировать дефицит счета текущих операций, то обвал доллара после позитивных данных казначейства выглядел совершенно поразительным.

Однако после этого обвала события на валютном рынке стали разворачиваться непонятным для евро-"быков" образом. Рынок явно залихорадило. Собственно, первые признаки дискомфорта появились на валютном рынке еще в середине января, после знаменитого заявления Трише об озабоченности Европы резкими движениями валютных курсов. Но с середины февраля дискомфорт стал совершенно очевиден. Уверенная поступь евро сменилась нестабильностью, и единая европейская валюта завершила февраль примерно там же, где начала, т.е. на уровне $1,249 - $1,2495 против $1,247 - $1,248 в начале месяца.

Если шатания рынка в феврале, действительно, отразили изменения в его настрое, то закрепятся ли эти изменения, будет зависеть от содержания экономических новостей в США в ближайшие дни и от данных казначейства о январских потоках капитала. Казначейство опубликует эти данные 15 марта. Можно предположить, что если отчет казначейства снова, в третий раз за три месяца, покажет сильный приток иностранных инвестиций в американские ценные бумаги, рынку станет труднее не верить в доллар, несмотря на его недостатки. \\www.k2kapital.com\\