25 февраля 2004, 00:14

Алан Гринспен считает, что американские потребители находятся в хорошей финансовой форме (часть I) Forex EuroClub

Председатель ФРС Алан Гринспен (Alan Greenspan) выступил в понедельник на конференции, организованной Национальной ассоциацией кредитных союзов. Свою речь он посвятил финансовому положению американских домохозяйств. По данным ФРС, объем потребительского долга в США достиг в декабре рекордной величины - $2 трлн.. По данным Административного офиса судебных органов США, в 2003 финансовом году, закончившемся 30 сентября, количество индивидуальных банкротств в Америке превысило 1,6 млн., увеличившись на 7,8% по сравнению с предыдущим финансовым годом и, таким образом, "сохранив" высокие темпы роста предыдущих лет. Но, несмотря на высокий уровень индивидуальных банкротств и огромные долги американцев, Гринспен позитивно оценил финансовую ситуацию в потребительском секторе.
"… Кредитные союзы естественным образом заинтересованы в финансовом здоровье американских домохозяйств", - сказал Гринспен. "В том же заинтересованы и мы в ФРС", - продолжил председатель центрального банка США. "На потребительские расходы приходится более двух третей ВВП, и инвестиции в жилье - строительство новых жилых домов - обеспечивают еще 4% ВВП или около того. Кроме того, домохозяйства владеют недвижимостью на $14 трлн., что почти вдвое превышает их активы во взаимных инвестиционных фондах и в виде непосредственного владения акциями. В последние два года существенное увеличение стоимости активов в сфере недвижимости смягчило для некоторых домохозяйств потери на рынке акций и поддержало потребительские расходы".
"Одним из предметов озабоченности для кредитных организаций является повышение уровня индивидуальных банкротств в последние несколько лет до необычно высоких значений. Повышенные уровни банкротств вызывают тревогу, поскольку они обнаруживают трудности, с которыми домохозяйства сталкиваются во времена экономических спадов. Но уровни банкротств не являются надежной мерой общего здоровья потребительского сектора, поскольку они обычно не предсказывают общие экономические условия и на них может существенно влиять изменения в законах и в практике кредиторов."
"В отличие от уровней банкротств, уровни просроченных платежей могут быть лучшей мерой общего здоровья потребительского сектора. Динамика этого показателя в последнее время является обнадеживающей - уровни просроченных платежей падают по нескольким видам долга на кредитных картах и по автомобильным кредитам. Но, как и в случае с уровнями банкротств, уровни просроченных платежей могут отражать изменения в практике предоставления и взыскания кредита, и они могут быть мерой финансового здоровья относительно узкой категории домохозяйств".
"Первейшая мера, которую использует ФРС, чтобы оценить степень задолженности американских домохозяйств и получить представление о финансовом здоровье потребительского сектора в целом, это квартальный коэффициент обслуживания долга ("debt service ratio"). Коэффициент обслуживания долга измеряет долю дохода, который домохозяйства отводят на выплату процентов по кредитам и погашение основной суммы кредита. Когда коэффициент высок, домохозяйства имеют меньше денег на приобретение товаров и услуг. Кроме того, для домохозяйств с высоким коэффициентом обслуживания долга имеется более высокая вероятность дефолта по их долговым обязательствам в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств, таких как увольнение или болезнь."
"Безусловно, выплата по долгам - не единственное финансовое обязательство домохозяйств, и ФРС подсчитывает также более общий коэффициент финансовых обязательств. Это показатель включает другие периодические расходы домохозяйств, такие как платежи за наем дома/квартиры, платежи автомобильного лизинга, страховые и налоговые выплаты, связанные с владением дома. Все эти выплаты также могут уменьшить свободно располагаемые доходы домохозяйств. ФРС разделяет коэффициент совокупных финансовых обязательств на несколько отдельных показателей, о которых я расскажу ниже", - сказал Гринспен.
"…Коэффициенты обслуживания долга и финансовых облигаций умеренно выросли в 1990-е годы. В последние два года, однако, оба коэффициента практически не менялись. Коэффициент обслуживания долга остался чуть-чуть выше 13%, а коэффициент финансовых обязательства колеблется немного выше 18%. Эти коэффициенты замедлили движение, поскольку замедлилось изменение как самого долга домохозяйств, так и процентных ставок, связанных с этим долгом. Еще одна причина состоит в стабильности коэффициента для домовладельцев, на которых приходится основная часть всего долга домохозяйств. Несмотря на рост ипотечного долга, который превышал 12% в год в последние два года, финансовые обязательства домовладельцев остаются примерно постоянными, потому что ипотечные ставки уже долгое время находятся на исторически низких уровнях. Финансовые обязательства домохозяйств также остаются относительно постоянными, несмотря на очень быстрый рост объема ипотечного долга. Отчасти это является результатом огромной волны рефинансирования ипотечных кредитов, которая закончилась только осенью 2003 г. Рефинансирование позволило домовладельцам воспользоваться преимуществом низких ставок, чтобы уменьшить ежемесячные процентные выплаты и, во многих случаях, получить дополнительный кредит под часть стоимости своего жилья. Эти два эффекта приблизительно компенсировали друг друга, что дает основания полагать, что домовладельцы установили для себя планку по ежемесячным ипотечным выплатам как долю от дохода и соответствующим образом откорректировали свои объемы заимствования".
"Действительно, бурный рост рефинансирования скорее улучшил, чем ухудшил финансовое положение среднего домовладельца. Часть денег, полученных под стоимость дома при рефинансировании ипотечного кредита, была использована для погашения более дорогих, не предусматривающих налоговых послаблений потребительских кредитов или для приобретений, которые иначе финансировались бы посредством более дорогих кредитов без налоговых преимуществ. В самом деле, феномен рефинансирования стал, по всей вероятности, поддерживающим фактором для экономики в целом. Точный эффект трудно определить с точностью, поскольку затруднительно знать, какой объем потребительских расходов, финансировавшихся за счет получения кредита под стоимость дома, мог иметь место в любом случае. Тем не менее, мы знаем, что увеличение стоимости домов и заимствование под стоимость дома помогли, по всей вероятности, смягчить эффект от падения рынка акций в 2001 и 2002 гг." \\www.k2kapital.com\\