10 декабря 2003, 11:38

Американцы хотят, чтобы доллар подешевел на 40% Forex EuroClub

Переоцененный доллар лишает американских промышленников конкурентных преимуществ в борьбе с импортной продукцией и на внешних рынках
За 8 месяцев текущего года американская промышленность потеряла 430 тыс. рабочих мест. Всего начиная с января 1998 года было высвобождено более 3 млн промышленных рабочих. Столь негативные результаты связаны, прежде всего, с высоким курсом доллара и высокими «социальными» издержками предприятий, которые снижают конкурентоспособность промышленности страны перед импортом. Предпринимаемые администрацией Буша слабые попытки девальвировать доллар относительно некоторых европейских валют пока не дают заметного эффекта, и большие надежды связаны с курсовой политикой азиатских стран. Необходимость ослабления доллара вызвана тем, что стимулом для экономического роста могут стать лишь дополнительные доходы от экспорта, в то время как внутренний потребительский рынок растет слишком медленно.
Курс американской валюты вырос в период с июля 1995 г. по сентябрь 2003 г. на 25%, что привело к росту торгового дефицита в промышленной торговле и высвобождению огромного числа работающих в реальном производстве. Основные причины укрепления доллара: огромный приток иностранных инвестиций в страну, расширение использования доллара как резервной валюты (особенно со стороны азиатских стран). Как результат – рост импорта промышленных товаров в страну и рост торгового дефицита, который, по данным Economic policy Institute (США), достиг за восемь месяцев этого года 408 млрд долл. (порядка 5% ВВП). Это, в свою очередь, вызвало падение занятости в промышленности до 14,6 млн человек (в 1998 году в промышленности было занято более 17,6 млн человек).
Как отмечают эксперты, за счет сокращений промышленники пытались увеличить производительность труда. «В 1990-е гг. основным средством борьбы с эффектом сильной валюты была реструктуризация отраслей и компаний и сокращение персонала. В результате получалось, что росла производительность одного рабочего, а стоимость труда оставалась прежней, – прокомментировал RBC daily аналитик Economist Intelligence Unit Герард Уолш. – Сейчас пользуются тем же рецептом. Там, где можно, за счет перехода на выпуск более высокотехнологичной продукции повышают производительность, а где это невозможно, сокращают персонал». В целом в период 1995–2002 гг. стоимость рабочей единицы в США снизилась более чем на 2%. По этому показателю американские предприятия – одни из самых конкурентоспособных в мире; тем не менее рост курса доллара делает эти старания напрасными. Критики экономической политики администрации Джорджа Буша призывают сейчас прибегнуть к девальвации доллара – в наиболее радикальных предложениях до 40%, – аргументируя тем, что для экономического роста в стране нужен дополнительный стимул в виде экспорта, так как традиционный двигатель роста – потребительский рынок – сейчас «пробуксовывает», несмотря на то что администрация Буша активно стимулирует потребителей. «Есть брать показатель роста зарплаты, то они у американцев в этом году заметно не вырастут, – объясняет г-н Уолш. – Правда доходы американцев после уплаты налогов увеличились в сравнении с предыдущим периодом: Буш проводит обещанное снижение налогов». Тем не менее за третий квартал объем потребительских затрат вырос меньше, чем ожидалось, составив 6,4% вместо 6,6% по оценкам Минторга.
Однако просто так «провести девальвацию» сложно – с ослаблением доллара существует целый ряд проблем, разрешение которых требует длительных переговоров, учитывая тот факт, что США пока еще являются краеугольным камнем мировой экономики и любые резкие односторонние движения могут привести к подрыву данного статуса. Во-первых, возможно, придется пересматривать систему торговых соглашений – например, с Китаем, на который приходится четверть всего торгового дефицита США. Во-вторых, не стоит исключать, что корректировке может подвергнуться и мировая система курсовых взаимоотношений – доллар является резервной валютой многих стран, и односторонняя девальвация в короткие сроки может подорвать их доверие к американской валюте. «Оценки того, насколько «необходимо» ослабить доллар, зависят от того, какой сценарий берется экономистами за основу», – говорит Герард Уолш. Рост экспорта в третьем квартале, по мнению г-на Уолша, свидетельствует о том, что промышленность может развиваться и при текущем курсе, хотя, конечно, он устраивает далеко не всех. Похожая ситуация наблюдалась в США в середине 1980-х годов, когда индекс реальной стоимости доллара Федеральной резервной системы превысил значение 120 (сейчас примерно 105). Как указывают сторонники девальвации доллара, в тот период удешевление американской валюты не привело к негативным эффектам для крупнейших торгово-экономических партнеров – они нашли серьезные резервы для роста за счет своих внутренних рынков, поэтому не будет особых проблем и сейчас. Однако текущая ситуация отличается тем, что торговый дефицит США почти в полтора раза выше, соответственно, для его сокращения потребуются гораздо более жесткие меры – если они ограничатся лишь ослаблением доллара, то это должно быть достаточно серьезное ослабление.
Эксперты указывают, что медленная девальвация доллара проводится в узком спектре валют уже почти полтора года, но эффект от нее пока очень скромный. «По отношению к евро девальвация доллара уже происходит, однако там уже достаточно близко грань, за которой сама европейская экономика окажется под ударом, – по некоторым оценкам, это курс 1,25 доллара за евро, – заявил RBC daily главный экономист Института финансовых исследований Георгий Трофимов. – Резерв для девальвации на 10-15% имеется на азиатских рынках, однако эти страны опасаются негативно повлиять на экономический рост, связанный с экспортом, из-за укрепления своих валют, поэтому они не хотели бы идти навстречу США». По оценкам Economic policy Institute, наиболее желательным для американцев было бы снижение курса доллара относительно валют Китая, Тайваня и Малайзии. //www.rbcdaily.ru