2 июня 2003, 08:22

Нью-Йорк. Цены на нефть продолжили рост из-за сокращения запасов бензина в США Forex EuroClub

/www.k2kapital.com/ На торгах в пятницу нефтяной рынок оставался под воздействием "бычьих" настроений, связанных с низкими запасами бензина в США в условиях начавшегося летнего автомобильного сезона. Нефтяные фьючерсы в Нью-Йорке и Лондоне выросли в четверг, в ответ на публикацию данных о значительном сокращении запасов бензина в Америке на прошедшей неделе, и продолжили подъем на следующий день. По итогам торгов в пятницу июльские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне поднялись на 29 центов до $26,32 за баррель. Июльские фьючерсы на нефть марки WTI на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX выросли на 46 центов до $29,56 за баррель.
По данным министерства энергетики США, за неделю, закончившуюся 23 мая, запасы бензина сократились на 3,4 млн. баррелей до 205,0 млн. баррелей, опустившись ниже нижней границы нормального сезонного диапазона. Это на 13,2 млн. баррелей или на 6,0% меньше, чем в то же время прошлого года. Запасы бензина повышенной степени очистки увеличились на 400 тысяч баррелей до 33,7 млн. баррелей, но это было на 13,2 млн. баррелей или на 28,1% меньше, чем в то же время прошлого года. Низкие запасы бензина перед разгаром автомобильного сезона могут создать повышенный спрос на нефть со стороны американских НПЗ, а товарные запасы нефти в США остаются на очень низком уровне. Хотя, по данным министерства энергетики, на прошедшей неделе товарные запасы нефти увеличились на 1,1 млн. баррелей, до 286,2 млн. баррелей, это было на 12,2% меньше, чем в то же время прошлого года. Более того, очень низкие запасы бензина повышенной степени очистки, обязательного к использованию летом в крупнейших американских мегаполисах, создают основу для ценового ажиотажа на бензиновом рынке, который, как показали предыдущие летние сезоны, легко перебрасывается на рынок нефтяных фьючерсов.
В мае цены на нефть марки WTI в Нью-Йорке выросли на 14,6%, после падения на 16,9% в апреле. Майский рост цен был обусловлен несколькими факторами, включая фактор бензинового рынка в преддверии летнего автомобильного сезона и фактор низких товарных запасов нефти и нефтепродуктов в США, крупнейшем потребителе энергоносителей в мире. Кроме того, большое влияние на рынок оказала замедленность послевоенного восстановления нефтедобычи в Ираке. В начале-середине мая представители министерства нефти Ирака сделали несколько заявлений, в которых указали, что значимое увеличение нефтедобычи в стране произойдет не раньше конца июня, а то и середины июля. Однако в конце мая, после того, как Совет безопасности ООН отменил экономические санкции против Ирака, представители иракского министерства нефти выступили с более оптимистичными заявлениями. Санкции были отменены 22 мая, а 24 мая глава иракского министерства нефти Тамир Гадбан (Thamir Ghadhban) заявил, что Ирак возобновит поставки нефти на мировой рынок через две-три недели. Как сказал Гадбан, к середине июня Ирак доведет нефтедобычу до 1,3 млн. - 1,5 млн. баррелей в день, и часть этой нефти будет экспортироваться. Затем, 28 мая, газета The Wall Street Journal опубликовала интервью со старшим советником США в министерстве нефти Ирака Филиппом Кэрролом (Philip Carroll). Кэррол заявил, что в середине июня Ирак сможет экспортировать примерно 500 тысяч баррелей нефти в день. Затем министерство энергетики США сообщило, что, по ожиданиям Кэррола, к концу июня объем иракского экспорта удвоится. В настоящее время, сообщило министерство со ссылкой на Кэррола, Ирак добывает 700 тысяч - 800 тысяч баррелей нефти в день, из них 250 тысяч - 300 тысяч баррелей в день помещается в нефтехранилища, остальное отправляется на переработку. Кэррол был в свое время главным исполнительным директором нефтяной компании Shell Oil, американского подразделения Royal Dutch/Shell.
В пятницу газета The New York Times сообщила, что с этого дня Ирак планировал начать принимать заявки от иностранных компаний на покупку нефти. Газета процитировала генерального директора экспортного отдела министерства энергетики Ирака Мухаммада аль-Джибури (Muhammad al-Jiburi), который сказал, что к нему уже обратились за информацией несколько крупных нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, заинтересованных в покупке иракской нефти.
В четверг глава министерства нефти Гадбан дал интервью агентству Associated Press, в котором сказал, что в настоящее время Ирак добывает 750 тысяч баррелей нефти в день, используя эту нефть для внутренних нужд. "Наша цель к середине июня - 1,5 млн. баррелей в день", - заявил Гадбан. Перед войной Ирак, по разным оценкам, добывал от 2,5 млн. до 3 млн. баррелей нефти в день. По словам Гадбана, в настоящее время министерство нефти сосредоточено на ремонтно-восстановительных задачах, но его следующей целью будет увеличение нефтедобычи выше предвоенного уровня. Для выполнения этой задачи Ирак собирается привлекать иностранные инвестиции. "Есть возможности для арабских и иностранных инвестиций, особенно в разведку и добычу нефти", - cказал Гадбан. "Мы не видим никаких проблем в том, чтобы поощрять иностранные инвестиции в Ирак, но они должны быть на взаимно приемлемой основе". По словам Гадбана, не позднее чем через три месяца министерство нефти начнет изучать потребности иракской нефтяной промышленности в иностранных инвестициях. "Мы, безусловно, будем вести дела со всеми на справедливой и добросовестной основе. У нас не будет предубеждений против кого-либо, поскольку это было бы не в наших интересах", - заявил Гадбан. По словам Гадбана, его команда заморозила все пять контрактов на разведку и добычу нефти, заключенных при Саддаме Хусейне. Крупнейший из них, с российской компанией "Лукойл", был аннулирован зимой правительством Хусейна. Как сказал Гадбан, он отложил рассмотрение всех этих контрактов на более позднее время, когда он будет уверен, что Ирак добывает достаточно нефти для собственных нужд и для экспорта.
Говоря об ОПЕК, Гадбан сказал, что Ирак не собирается принимать участие в предстоящей конференции картеля в Катаре. "В настоящее время, это не приоритет для нас", - сказал Гадбан. Кроме того, он с горечью отметил, ни одна из стран ОПЕК не попыталась вступить в контакт с министерством нефти Ирака после завершения войны. Нефтяная промышленность Ирака долгие годы находилась в тяжелом положении, сказал Гадбан. "Но никто из наших дорогих стран-членов ОПЕК не связался с нами после войны, не позвонил… Никто из них не предложил помощь министерству нефти Ирака", - продолжил Гадбан.
В то же время, Гадбан указал, что Ирак не собирается залить рынок нефтью и тем самым сбить цены, которые ОПЕК старается поддерживать в оптимальном коридоре. "Наша цель - получить лучшую цену за баррель иракской нефти", - сказал Гадбан. "Мы не доведем стоимость барреля до $4 или $10".
Между тем, ожидаемое возвращение на рынок иракской нефти создает проблему для ОПЕК. С 1 июня ОПЕК устанавливает новую квоту на нефтедобычу, равную 25,4 млн. баррелей нефти в день, и понижает производство нефти до этой квоты. В мае 10 стран ОПЕК, участвующих в соглашении о нефтедобыче, добывали больше 26 млн. баррелей в день. По оценкам консалтинговой компании Petrologistics, 10 стран ОПЕК добывали в мае 26,65 млн. баррелей нефти в день. Если исходить из майских данных Petrologistics, то с 1 июня 10 стран ОПЕК сократят нефтедобычу примерно на 1,2 млн. баррелей в день. Судя по последним заявлениям представителей ОПЕК, на конференции картеля 11-12 июня его члены могут принять решение о дальнейшем сокращении нефтедобычи, чтобы компенсировать возвращение на рынок иракской нефти. Однако отраслевые аналитики полагают, что решение ОПЕК будет зависеть от того, как члены этой организации оценят перспективы восстановления добычи и экспорта иракской нефти. В период, предшествующий конференции, на динамику рынка нефтяных фьючерсов будут, вероятно, сильно влиять заявления представителей ОПЕК в поддержку или против нового сокращения нефтедобычи.