14 апреля 2003, 08:27

Нью-Йорк. Фондовый рынок США занял "глухую оборону" Forex EuroClub

/www.k2kapital.com/ Американский фондовый рынок потерял способность радоваться обнадеживающим новостям. В пятницу 11 апреля он получил неожиданный подарок в виде данных о значительном росте розничных продаж в США. К этому добавилось известие о повышении в апреле индекса уверенности американских потребителей. Казалось бы, фондовый рынок, которого в последнее время больше всего тревожили признаки ослабления потребительского спроса в Америке, должен был встретить полученные данные с воодушевлением и ответить на них подъемом. Действительно, так и произошло, но воодушевления хватило только на 15 минут, за которые индекс "голубых фишек" Dow вырос на 116 пунктов, "технологический" индекс Nasdaq Composite - на 22 пункта и индекс широкого рынка Standard & Poor's 500 - почти на 12 пунктов. Далее индексы развернулись вниз и оставшуюся часть биржевой сессии, т.е. почти всю сессию, торговались ниже нейтральной линии или иногда чуть выше. По итогам дня индекс Dow понизился на 17,92 пункта до 8203,41, или на 0,22%. Индекс Nasdaq Composite опустился на 6,76 пункта до 1358,85, или на 0,50%. Индекс S&P 500 понизился на 3,28 пункта до 868,30, или на 0,38%. По итогам недели 7 - 11 апреля индекс Dow потерял 0,89%, индекс Nasdaq Composite - 1,78% и индекс S&P 500 - 1,2%. Рынок понес потери несмотря на то, что на этой неделе американские войска взяли Багдад, практически выиграв войну против режима Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Между тем, мартовские данные о розничных продажах вызвали немало оптимистичных откликов у американских экономистов. "Сообщения о "смерти" потребителей очевидно являются преждевременными", - заявил экономист Джоул Нарофф (Joel Naroff), президент Naroff Economic Advisors. Как сообщило министерство торговли США, объем розничных продаж вырос в марте на 2,1% по сравнению с февралем. В феврале, согласно пересмотренным данным, розничные продажи упали на 1,3% (-1,6% по первоначальным данным). Рост розничных продаж в марте оказался самым высоким после октября 2001 г., т.е. за последние 17 месяцев, и намного превысил прогнозы экономистов. По разным опросам, экономисты в среднем прогнозировали рост на 0,6% - 0,7%. Правда, при детальном рассмотрении данные отчета о розничных продажах были менее впечатляющими, чем цифра из заголовка. Основной прирост пришелся на продажи автомашин, которые составляют около четверти всех розничных продаж в США. В марте они выросли на 5,3%, что в значительной степени объяснялось новыми привлекательными условиями финансирования, которые автомобильные компании предложили покупателям. Кроме того, продажи автомашин являются волатильным показателем и могут сильно колебаться от месяца к месяцу. Но и без учета автомашин розничные продажи выросли на солидную цифру - на 1,1%. Экономисты в среднем ожидали только 0,4%. Правда, и здесь прирост был несколько однобоким - ему существенно способствовали продажи строительных материалов и садового оборудования, на которые в марте пришлось около 9% всех розничных продаж и около 12% розничных продаж без учета автомашин. В марте продажи строительных материалов и садового оборудования выросли на рекордные 7,9%. Но этот рекордный прирост в значительной степени объяснялся резким падением показателя в феврале, когда спрос на строительные материалы упал из-за суровой зимней погоды и снежных бурь. Продажи в этой категории товаров упали в феврале на 5,8%. Отчасти из-за погоды замедлились в феврале и продажи автомашин. Таким образом, мощный прирост розничных продаж в марте был в определенной степени связан с падением продаж в феврале. Без садово-строительных товаров и автомашин розничные продажи увеличились в марте на 0,24%. Продажи в универмагах понизились на 0,3%.
Но и с учетом всех указанных факторов экономисты были довольны мартовскими показателями, хотя и в разной степени. "Ясно, что сфера потребления закончила I квартал на очень сильной ноте", - заявил Уильям Салливэн (William Sullivan), экономист и исполнительный директор в Morgan Stanley. "До сих пор экономические данные за февраль и март были очень пугающими", - сказал Уильям Дадли (William Dudley), главный экономист по Соединенным Штатам в Goldman Sachs. "Это один из первых положительных сюрпризов за последнее время", - продолжил Дадли, говоря о мартовских розничных продажах, и указал, что американская экономика, похоже, находится в стадии очень медленного роста. Тем не менее, после выхода данных о розничных продажах некоторые экономисты стали повышать прогнозы по росту ВВП США за I квартал. В частности, Ричард Бернер (Richard Berner), главный экономист по Соединенным Штатам в Morgan Stanley, сообщил, что, вероятно, повысит свой прогноз по росту ВВП за I квартал с 1% до 1,7% в годовом исчислении. Согласно опросу Associated Press, еще несколько экономистов высказали предположение, что, пожалуй, ВВП вырос в I квартале на 1,7% - 2%, а не на 1%, как они думали до выхода данных о розничных продажах.
Еще одна сводка экономических данных, которая появилась перед открытием бирж, не произвела большого впечатления на фондовый рынок, хотя и ее содержание было во многом неожиданным. Министерство труда США сообщило, что индекс цен производителей PPI, индикатор инфляции на оптовом уровне, вырос в марте на 1,5%, после повышения на 1% в феврале. Экономисты в среднем ожидали, что PPI вырастет в марте на 0,4%. Главным фактором роста индекса стало повышение цен на энергоносители, которые выросли в марте на 5,7% после подъема на 7,4% в феврале. Базовая составляющая индекса PPI, не включающая волатильные цены на энергоносители и продукты питания, выросла в марте на 0,7%, после падения на 0,5% в феврале. Экономисты прогнозировали, что базовая составляющая покажет в марте нулевой рост. Как и в феврале, основным фактором изменения базовой составляющей стало изменение цен на автомашины. В феврале упали цены на легкие грузовики, т.е. на пикапы и внедорожники. В марте эти цены выросли. В целом по категории легких автомашин, т.е. легковых автомобилей и легких грузовиков, цены выросли в марте на 3,3%. Рост цен был связан с уменьшением скидок на автомашины (при улучшении кредитных условий финансирования для покупателей со стороны автомобильных компаний). За вычетом цен на автомашины, базовая составляющая индекса PPI не изменилась по сравнению с февралем. Более высокий, чем ожидалось, рост индекса PPI никого не напугал, поскольку он был связан с высоким уровнем цен на нефть перед началом войны в Ираке. А в последние недели цены на нефть упали. В то же время, прирост базовой составляющей и ее нулевое изменение без учета цен на автомашины ослабили опасения, что американской экономике грозит дефляция.
В 9:45 утра подписчики на экономические данные Мичиганского университета получили предварительное апрельское значение рассчитываемого им индекса уверенности американских потребителей. Это значение составило 83,2, повысившись по сравнению с окончательным мартовским значением, равным 77,6. Полученный показатель намного превысил прогнозы экономистов, которые, судя по опросам, в среднем ожидали 78,0 - 79,0. Экономисты уверены, что повышение экономического оптимизма у американцев вызвано военной победой США в Ираке и снижением цен на бензин и мазут, связанным с падением цен на нефть. "Потребители начинают чувствовать эффект от снижения цен на энергоносители", - отметил Бернер из Morgan Stanley.
Казалось бы, появление данных о повышении уверенности потребителей должно было придать рынку новые силы. Но именно после выпуска данных Мичиганского университета основные фондовые индексы пошли вниз. По словам технических аналитиков, разворот вниз произошел потому, что индекс Dow не смог пробить уровень, соответствующий его 200-дневному скользящему среднему (8345 пунктов), а индекс S&P 500, хотя и поднялся выше своего 200-дневного скользящего среднего (882 пункта), очень быстро скатился с достигнутой высоты. Управляющий директор Deutsche Bank Private Wealth Management Бенджамин Пейс (Benjamin Pace) высказал предположение, что участники рынка могли почувствовать разочарование из-за данных Мичиганского университета, несмотря на рост его индекса. По словам Пейса, на рынке ходили слухи, что апрельское значение индекса уверенности потребителей окажется равным 87, т.е. инвесторы могли надеяться на более высокий рост оптимизма у американцев.
Трудно сказать, имело ли место такое разочарование или нет, но результат биржевой сессии в пятницу идеально вписался в общую картину торгов на неделе 7 - 11 апреля, когда рынок вяло реагировал на хорошие новости, военные или корпоративные, но зато был чувствителен к плохим новостям. Эти качества появились у рынка, когда он уверился, что военная победа США в Ираке является решенным делом, и утратил практический интерес к военной кампании. В результате, на рынке возобладала тревога в отношении экономических перспектив, которую в последние недели заглушали военные переживания. Пока инвесторов волновали события на иракской войне, они не обращали большого внимания на очень тревожные данные об экономике США, такие как снижение деловой активности в производственном секторе и секторе услуг, на которое указали мартовские значения индексов Института менеджмента по снабжению ISM, и крупное сокращение рабочих мест в марте, которое последовало за пугающим сокращением рабочих мест в феврале. Отчасти инвесторы игнорировали эти данные, потому что надеялись, что c окончанием войны исчезнет ее подавляющее действие на экономику, уверенность потребителей и бизнеса повысится и, как следствие, увеличатся их расходы, что приведет к ускорению экономического роста. Но когда волнение, связанное с перипетиями войны, ослабло, оказалось, что инвесторы не столько надеются, сколько боятся - боятся, что помимо подавляющего фактора войны в американской экономике действуют более глубокие негативные факторы, которые имеют корни в экономических событиях последних лет. В комплекс этих событий и их последствий входят спад корпоративных инвестиций, последовавший за технологическим бумом второй половины 1990-х годов, и слабость рынка труда, которая подрывает финансовую уверенность и финансовое положение американцев и, как следствие, грозит ослаблением потребительских расходов.
В контексте потребительских расходов неспособность рынка отреагировать на обнадеживающие данные о мартовских розничных продажах выглядит тем более удивительной. Похоже, что инвесторы находятся в состоянии чрезвычайной неуверенности. В период "медвежьего" рынка, наступивший после краха технологического "пузыря", инвесторы неоднократно обманывались в надеждах и расчетах. Чтобы в нынешних неопределенных условиях поверить в скорое улучшение экономической перспективы, инвесторам, безусловно, требуется больше, чем одна обнадеживающая сводка данных. Более всего им требуются положительные прогнозы корпораций в отношении спроса и продаж. С понедельника 14 апреля начинается самая "горячая" пора в сезоне корпоративных отчетов за I квартал. В ближайшие две недели отчеты представит подавляющая часть американских компаний, включая технологических гигантов, на которых ориентируются инвесторы. Многие аналитики говорят, что прогнозы, которые представят компании, будут гораздо важнее квартальных результатов, на которые в той или иной степени могло повлиять угнетающее действие, связанное с ожиданием войны в Ираке и началом военной операции. Однако если учесть, что скорое завершение войны стало очевидной реальностью только 9 апреля, когда американцы взяли Багдад, то трудно представить, чтобы в середине апреля компании уже успели почувствовать улучшение ситуации со спросом, даже если такое улучшение ждет их в неотдаленной перспективе. В сложившихся экономических условиях более вероятны консервативные или слабые прогнозы по спросу и даже ухудшение финансовых прогнозов на ближайшую перспективу. Возможно, понимая, что слабые прогнозы могут поставить рынок под удар, инвесторы заняли "глухую оборону", предпочитая продавать, а не покупать акции, или просто не участвовать в торгах. Всю последнюю неделю обороты на американских биржах были очень низкими. Исключением стал только понедельник 7 апреля, когда инвесторы были возбуждены первым рейдом американских танков в Багдад. Но и тогда объемы торгов были умеренными - 1,45 млрд. акций на Нью-Йоркской фондовой бирже NYSE и 1,51 млрд. акций на бирже Nasdaq. В остальные дни недели обороты находились на уровне 1,2 млрд. - 1,3 млрд. акций. В пятницу объем торгов на NYSE составил 1,12 млрд. акций, а на бирже Nasdaq - 1,23 млрд. акций.
Возвращаясь к количественным результатам торгов в пятницу, отметим, что динамику индекса Dow ухудшило падение акций трех его крупных компонентов - Boeing, Wal-Mart Stores и Microsoft. Акции аэрокосмического гиганта Boeing упали в пятницу на 2,29%, в ответ на сообщение компании о том, что она занесет на баланс I квартала неоперационные расходы в размере $1,2 млрд.. Акции Wal-Mart, крупнейшей розничной компании в мире, упали на 2,93%, потому что аналитик из Prudential Securities понизил их рейтинг с уровня "buy" ("покупать") до уровня "hold" ("держать"), указав на их высокую стоимость. Акции софтверной корпорации Microsoft упали на 1,6%, потому что аналитик из First Albany понизил их рейтинг с уровня "strong buy" ("активно покупать") до уровня "buy" ("покупать") и уменьшил их ценовой ориентир с $33 до $29. Аналитик пояснил, что понизил прогноз по росту доходов Microsoft за 2004 финансовый год с 7% до 6%. Однако падение акций этих трех гигантов не было определяющим для рынка. Так, потери "технологического" индекса Nasdaq Composite, в составе которого компонентов в несколько раз больше, чем в составе индекса Dow, и среди них нет ни Boeing, ни Wal-Mart, составили в пятницу 0,50% против 0,22% у Dow. При этом у технологического сектора было преимущество - лучшие, чем ожидалось, квартальные результаты у двух производителей коммуникационного оборудования для компьютерных сетей, Juniper Networks и Foundry Network Акции обеих компаний в пятницу выросли, как вырос и индекс сектора сетевого оборудования NWX (+1,47%), но Nasdaq Composite все равно оказался в минусе.