16 января 2003, 11:01

Доллар под угрозой. Пора девальвировать доллар? Forex EuroClub

Комментарий Мартина Вулфа – обозревателя Financial Times.
США на сегодня обладают самой мощной военной силой, крупнейшей экономикой и важнейшей валютой. Примечательно, однако, что все это сочетается с огромным, постоянно растущим дефицитом текущего платежного баланса. В течение нескольких десятилетий до Первой мировой войны у Великобритании профицит текущего платежного баланса держался в среднем на уровне 4% ВВП. В США, унаследовавших от Великобритании титул мировой сверхдержавы, в 2002 г. дефицит текущего платежного баланса составил 5% ВВП, а размер внешних обязательств - 25%. Такое перераспределение ресурсов позволяет мировому лидеру не испытывать нужды ни в пушках, ни в масле: дефицит текущего платежного баланса на 50% превышает оборонные расходы.
Начиная с 1980 г. средний рост объемов американского импорта составлял 7,6% в год в неизменных ценах, а рост ВВП - 3,1%. Все это время американский экспорт тоже рос быстрее, чем ВВП. Но в последние годы ситуация резко изменилась: с 1997 г. по III квартал 2002 г. средний рост экспорта в неизменных ценах составлял 2,2% в год - немного меньше, чем рост остальной части мирового ВВП, при его расчете на основе рыночных цен. Это ухудшение отчасти вызвано глобальным замедлением экономического роста. Однако в значительной степени дело тут в соотношении роста ВВП и американского экспорта. Замедление роста экспорта в значительной степени было обусловлено усилением доллара.
Попытаемся представить себе, что будет, если описанные тенденции сохранятся. Предположим, американская экономика растет на 3,5% в год в реальном выражении, а остальная часть мировой экономики - на 3%. Предположим также, что объемы экспорта США растут соответственно остальной части мирового ВВП - на 3% , а объемы импорта - на 6% в год. Тогда дефицит американского торгового баланса, составивший в 2002 г. около USD420 млрд, к 2010 г. достигнет USD990 млрд (это будет означать скачок приблизительно с 4% до 7,5% ВВП).
В конце 2001 г. внешние активы США стоили при расчете на основе рыночных цен USD6860 млрд, а внешние обязательства - USD9170 млрд. Однако в итоге, как ни странно, инвестиционное сальдо оказалось положительным (USD14 млрд) : на своих активах страна заработала в среднем 4,1% , а по обязательствам заплатила в среднем лишь 2,9%. Таким образом, замечает Тим Гордон из лондонской Lombard Street Research, положительное сальдо по инвестиционному доходу сохраняется в США с 1987 г. , несмотря на уменьшение объема чистых активов. Глупые иностранцы продолжают инвестировать с завидным упорством: чем больше у них активов, тем больше инвестируют.
Трудно поверить, что так будет продолжаться вечно. Можно предположить, что США будут по-прежнему зарабатывать на своих внешних активах на 1% больше, чем платить по обязательствам. Однако по мере накопления дефицита текущего платежного баланса будет расти и дефицит по инвестиционному доходу, так что к 2010 г. отрицательное сальдо по доходу от инвестиций составит 1,1% тогдашнего ВВП. В результате к 2010 г. дефицит текущего платежного баланса достигнет почти 9,5% ВВП, а размер обязательств приблизится к двум третям ВВП.
Американские активы превышают ВВП примерно в три раза. Из них иностранцам сегодня принадлежит около 8% , а к 2010 г. будет принадлежать уже около 20%. Если бы все эти инвестиции приходились на страны Евросоюза и Японию, они составили бы примерно шестую часть их общего богатства. С одной стороны, почему бы этим странам, страдающим от демографического упадка, ухудшения инвестиционного климата и избытка сбережений, не продолжать так же активно инвестировать столь значительную долю своего богатства в крупнейшую в мире, наиболее стабильную, прибыльную и развитую экономику?
Но здесь возникают два встречных соображения. Во-первых, в сфере инвестиций внутренние рынки обладают явным приоритетом. Правда, по мере того как рынки капитала становятся все более открытыми, эта неравномерность сглаживается, но не слишком быстро. Во-вторых, перекос в сторону внутреннего рынка вполне объясним. У иностранных инвесторов гораздо больше рисков, особенно валютных. Соответственно, в их интересах, чтобы валюта страны, в которую они вкладывают деньги, укреплялась, а не обесценивалась, как сегодня.
Поэтому вполне вероятная перспектива - отказ иностранных инвесторов от приобретения американских активов и установление новой цены доллара. На самом деле этот процесс уже идет. За период c 2000 г. до начала IV квартала 2002 г. объем покупок иностранцами американских активов упал с USD978 млрд до USD560 млрд в годовом исчислении. Объем прямых иностранных инвестиций в годовом исчислении снизился за тот же период с USD308 млрд в 2000 г. до USD14 млрд в 2002 г. Этот процесс также связан с ослаблением доллара. По отношению к евро, например, с июля 2001 г. курс доллара снизился на 20 центов.
Падение курса доллара, скорее всего, продолжится с новой силой, поскольку США явно необходимо, как минимум, остановить рост дефицита торгового баланса. Однако этот дефицит огромен, а объем экспортируемых товаров и услуг на сегодня составляет незначительную часть ВВП - 9%. В результате объем импорта на 40% превышает объем экспорта. Если импорт будет расти на 6% в год, то для сохранения дефицита торгового баланса на стабильном уровне экспорт должен расти весь оставшийся до конца текущего десятилетия период более чем на 7% в год в реальном выражении. Если же речь идет о сокращении дефицита торгового баланса вдвое, то объем экспорта должен расти на 9%.
Для этого от остального мира потребуется нечто гораздо большее, чем возврат к прежнему уровню экономической активности. Между тем уменьшение американского дефицита торгового баланса за счет сокращения внутреннего спроса означало бы кризис. Если мы хотим избежать этой опасности, то должен упасть курс доллара, чтобы спрос в США переключился с импорта на продукцию американского производства, а также чтобы остальная часть мира более активно покупала американские товары.
Ослабление доллара должно быть масштабным, потому что США - крупная экономика по сравнению с другими странами, но экспортный сектор у нее непропорционально мал. При сокращении дефицита торгового баланса до 4 - 5% ВВП потребовалось бы обесценивание порядка 30 - 50% в реальном выражении. В краткосрочной перспективе такое обесценивание может еще больше ухудшить текущий платежный баланс и вызвать еще большее падение доллара.
Однако экономики Восточной Азии, в особенности Китай и Япония, будут сопротивляться повышению курса своих валют. Японские резервы в ноябре прошлого года составили USD460,5 млрд - на USD58,5 млрд больше, чем в конце 2001 г. Остается разве что евро. Но и здесь дальнейшее удорожание едва ли будет приветствоваться. Оно может потребовать серьезных перемен в политике Европейского Центробанка. Кроме того, укрепление евро чревато кризисом, особенно в Германии.
Сверхдержава живет на чужие деньги и использует чужое время. Это безобразие не может продолжаться вечно. Но когда и каким образом оно прекратится, до сих пор остается загадкой. //www.fora-capital.ru