29 апреля 2002, 09:10

Рост, да не прост: фондовый рынок США упал после публикации данных о ВВП Forex EuroClub

/www.k2kapital.com/ Торги на фондовом рынке США в пятницу, 26 апреля, открылись на высокой ноте, в ответ на данные о мощном росте американской экономики в I квартале. Министерство торговли сообщило, что, по предварительным данным, рост ВВП США в I квартале составил 5,8% в годовом исчислении. Так бурно американская экономика не росла с IV квартала 1999 г., когда рост ВВП составил 8,3%. Полученный в I квартале показатель намного превзошел средние прогнозы экономистов. По разным опросам, в среднем они ожидали, что рост составит 4,8% - 5%. Для сравнения, в 2001 г. в IV квартале ВВП США увеличился на 1,7% в годовом исчислении, в III квартале сократился на 1,3%, во II квартале увеличился на 0,3%, в I квартале увеличился на 1,3%.
В ответ на впечатляющие данные прошедшего квартала рынок пошел вверх, но подъем продолжался недолго. Основные фондовые индексы достигли пиковых значений минут через 15 после открытия торгов, после чего развернулись вниз, вскоре перешли на негативную территорию и увеличили потери к закрытию бирж. По итогам дня индекс "голубых фишек" Dow опустился на 124,34 пункта, или на 1,24%, до 9910,72. Dow закрылся на уровне ниже 10000 впервые после 22 февраля. Индекс Nasdaq Composite, в котором доминируют технологические компании, упал на 49,81 пункта, или на 2,91%, до 1663,89, самого низкого значения после 18 октября. Индекс широкого рынка Standard & Poor's 500 опустился на 15,16 пункта, или на 1,39%, до 1076,32, самого низкого уровня после 31 октября. Падение рынка в пятницу завершило тяжелую неделю, на которой только одна сессия, в четверг, закончилась для основных фондовых индексов почти без потерь, а все остальные принесли удручающие результаты. По итогам недели Dow упал на 3,4%, Nasdaq Composite - на 7,4% и S&P 500 - на 4,3%. Это были самые большие недельные потери рынка после первой торговой недели, последовавшей за терактами 11 сентября.
Своими огромными потерями минувшая неделя была обязана резкому усилению страхов у инвесторов, что 2002 г. может стать еще одним годом падения фондового рынка - третьим годом подряд. Приблизившийся к концу весенний сезон квартальных отчетов не принес долгожданных признаков скорого восстановления роста корпоративных прибылей. В технологическом секторе, по которому спад ударил наиболее безжалостно, единственной обнадеживающей группой стали полупроводниковые компании, многие из которых, но не все, сообщили об увеличении заказов и предсказали рост доходов в текущем квартале. Однако корпорация Intel (INTC) , крупнейшая полупроводниковая компания и крупнейший производитель компьютерных процессоров, сообщила, что видит только сезонную картину спроса и не видит признаков реального оживления на рынке компьютерной техники. О продолжающемся спаде продаж сообщили многие софтверные компании. Но главный удар нанесли компании телекоммуникационного сектора, слабейшего звена экономики в текущем бизнес-цикле. Судя по их заявлениям, на рынках телекоммуникационных услуг и телекоммуникационного/сетевого оборудования царит полный мрак. Продажи по-прежнему падают, и компании не могут предсказать, когда это закончится.
Последнее сообщение на эту тему сделала канадско-американская компания JDS Uniphase (JDSU), крупнейший мировой производитель компонентов для систем оптоволоконной связи, которая в четверг вечером представила худшие, чем ожидалось, результаты за прошедший квартал и сделала мрачные прогнозы . Компания заявила, что не знает, когда рынок достигнет "дна". "Мы не можем предсказать с определенностью, что текущий квартал будет "дном", - сказал главный исполнительный директор JDS. В пятницу ее акции упали на 9,9%. Но это было не единственной крупной неприятностью в пятницу. Компания VeriSign (VRSN) , разработчик средств сетевой безопасности и крупнейший регистратор веб-имен, представила неудачный отчет за I квартал, понизила прогноз на текущий II квартал и заявила о неопределенности в отношении годовых результатов . В I квартале у компании оказались более низкие, чем ожидалось, доходы, хотя они и выросли по сравнению с тем же кварталом прошлого года. Компания сообщила, что дела пошли хуже, чем она ожидала. Разочарованные аналитики в массовом порядке понизили рейтинги ее акций и прогнозы по финансовым показателям. В пятницу акции VeriSign упали на 45,8%.
В таком тяжелом корпоративном контексте появились данные о ВВП за I квартал. Помимо блестящего показателя роста ВВП они содержали цифры, некоторые из которых навели инвесторов на тревожные размышления.
Главным фактором роста ВВП стало резкое замедление темпов сокращения товарно-материальных запасов у американских компаний. Замедление сокращения запасов, неотъемлемой составляющей экономической рецессии, является первой предпосылкой для возобновления экономического роста . Если в IV квартале 2001 г. запасы сократились на $119,3 млрд., то в I квартале 2002 г. запасы уменьшились только на $36,2 млрд. Замедление сокращения запасов означает, что запасы доведены до такого уровня, когда производители уже не могут на них полагаться, чтобы удовлетворить спрос, и начинают увеличивать производство. С этого начинается возобновление экономического роста. Значительное замедление темпов сокращения запасов в I квартале внесло в показатель роста ВВП очень большую величину - 3,1 процентного пункта. Вторым по значимости фактором был рост потребительских расходов. Он не был таким потрясающим, как в IV квартале (6,1%), но достиг, тем не менее, очень солидного уровня в 3,5%. Однако корпоративные расходы упали пятый квартал подряд. Темпы падения замедлились с 13,8% в IV квартале до 5,7% в I квартале, но факт продолжающегося сокращения корпоративных расходов вызвал опасения, что риски для восстановления экономического роста могут оказаться более значительными, чем считалось ранее. Как не раз говорил председатель ФРС Алан Гринспен, для того, чтобы рост экономики, получивший толчок за счет восполнения сокращенных товарно-материальных запасов, стал устойчивым, необходимо появление роста конечного спроса. На выходе из нынешней рецессии потенциал роста потребительского спроса считается ограниченным, поскольку спрос был высок и во время рецессии, и поэтому "ответственность" за стимулирование экономического роста в основном ложится на корпоративный спрос.
Но в I квартале корпоративный спрос снова упал. По всей вероятности, это не расстроило бы инвесторов, если бы компании, работающие на корпоративных рынках, в апреле говорили о признаках оживления спроса. Но они, увы, в основном говорили о неопределенности. Кроме того, главный фактор мощного роста ВВП в I квартале - резкое замедление сокращения товарно-материальных запасов - носил временный характер, и в последующие кварталы его действие неминуемо ослабнет (а в I квартале на этот фактор в показателе роста ВВП пришлось 3,1 процентного пункта из 5,8). Временный или разовый характер носили и некоторые другие факторы роста ВВП. Так, не по сезону теплая погода в январе и феврале позитивно повлияла на уровень розничных продаж и объем жилищного строительства в этот период, став дополнением к низкому уровню процентных ставок.
Но, главное, инвесторов испугал сценарий, по которому корпоративный спрос может не повыситься до истощения действия фактора, связанного с товарно-материальными запасами. В лучшем случае, при хорошем росте потребительского спроса, этот сценарий грозит вялыми темпами роста экономики и еще большей неопределенностью с восстановлением роста корпоративных прибылей. В худшем случае это может привести к повторному спаду, т.е. затягиванию рецессии.
Вероятно, эти тревожные соображения одолели инвесторов очень быстро, поскольку биржевые индексы двинулись с пиковых значений вниз вскоре после начала торгов. Но появившиеся в 10 утра данные о снижении индекса уверенности потребителей, рассчитываемого Мичиганским университетом, усилили мрачное настроение инвесторов. Индекс понизился с 95,7 пункта в марте до 93,0 в апреле . Предполагается, что уровень уверенности потребителей (имеется в виду уверенность в своем финансовом положении) влияет на уровень потребительских расходов. Поэтому снижение потребительской уверенности было воспринято рынком как усиление еще одного фактора риска для роста экономики.
Но, возвращаясь к данным о ВВП, следует отметить, что не все их составляющие давали возможность пессимистичной трактовки. Так, конечные продажи выросли на 2,6%, существенно превысив средний прогноз экономистов (около 2%). Конечные продажи являются важным показателем, отражающим объем продаж конечным отечественным пользователям. Они рассчитываются как ВВП минус объем внешней торговли минус товарно-материальные запасы. Кроме того, в данных о сокращении корпоративных расходов были интересные подробности. Как говорилось выше, корпоративные расходы, которые в целом включают расходы на строительство, оборудование и программное обеспечение, упали на 5,7%. Но расходы на оборудование и программное обеспечение понизились только на 0,5%, что навело многих экономистов на мысли о стабилизации.
На неделе 29 апреля - 3 мая появятся два важных экономических отчета за апрель, которые дадут представление об экономических процессах в начале II квартала и, соответственно, тем или иным образом повлияют на настроение инвесторов. В среду 1 мая Институт менеджмента по снабжению (Institute for Supply Management, сокращенно ISM), ранее NAPM, опубликует апрельское значение индекса производственной активности в США. В пятницу 3 мая министерство труда представит данные об уровне безработицы в апреле и динамике числа рабочих мест в американской экономике.