10 апреля 2002, 09:14

Нового нефтяного кризиса не будет Forex EuroClub

/www.worldeconomy.ru /
(по материалам The Economist, 08.04.02)
Протестуя против вторжения израильских войск на палестинские территории, Ирак на месяц прекратил свой нефтяной экспорт. О готовности прибегнуть к аналогичным мерам объявили также Иран и Ливия. Страх перед возможным сокращением предложения на мировом рынке нефти уже вызвал рост цен на «черное золото».
В прошлом тень нефтяного эмбарго уже зависала над мировой экономикой. Во время ближневосточной войны 1973 года, арабские страны-производители нефти ввели запрет на экспорт нефти в те государства, которые, по их мнению, оказывали чрезмерную поддержку Израилю. В итоге последовал печально известный нефтяной кризис 1973-1974 гг., нанесший серьезный ущерб развитию мировой экономики.
На самом деле, в тот раз эмбарго действовало в течение всего лишь трех месяцев, и его разрушительные последствия были достаточно ограниченными. Кризис 1973-1974 гг. был спровоцирован не согласованными действиями арабских стран по сокращению своего нефтяного экспорта, а повышением цен на нефть, предпринятым одновременно с этим Организацией стран-экспортеров нефти (ОРЕС). В результате этой акции стоимость барреля нефти в течение года выросла более чем в четыре раза.
Хотя в настоящее время никто не ждет от ОРЕС подобных сюрпризов, даже простое удорожание энергоносителей на 10%, которое, по мнению аналитиков, может последовать за сокращением нефтяного экспорта Ирака, Ливии и Ирана, способно нанести существенный ущерб мировой экономике. Так, несмотря на то, что текущее восстановление американской экономики после недавней рецессии пока идет быстрее, чем это ожидалось ранее, этот процесс достаточно неустойчив, и удорожание энергоносителей вполне способно сорвать его.
Существует достаточно четкая взаимосвязь между стоимостью энергоносителей и динамикой экономического роста ведущих развитых стран. Так, американская экономическая экспансия конца 1990-х гг. во многом являлась следствием существенного удешевления нефти, цены на которую опустились ниже уровня прошлых лет и продолжали падать. Эта тенденция прекратилась к концу 1998 года. Последовавшее за этим двухлетнее повышение цен на нефть сыграло заметную роль в замедлении роста экономики США и в ее вступлении в рецессию. В конце концов, спрос на нефть пошел вниз, отбросив цены обратно и обеспечив долгожданный стимул к росту экономической активности.
Снижение цен на нефть в 1990-е годы частично отражало сокращение возможностей ОРЕС по влиянию на мировой рынок нефти. Так, например, в 2001 году на 11 стран-членов Организации приходилось чуть более трети мировой нефтедобычи. Необходимо отметить, что далеко не все страны-члены ОРЕС обладают равными возможностями по управлению мировыми ценами на нефть. Наибольшим влиянием на рынок обладает Саудовская Аравия, крупнейший производитель нефти в Организации.
Однако текущий рост цен на нефть ни в коей мере не связан ни с политикой ОРЕС, ни даже с позицией, занятой арабскими странами-экспортерами нефти. Последние события на рынке отражают всего-навсего страх трейдеров перед возможными будущими срывами поставок. Это, в частности, отметил и генеральный секретарь ОРЕС Али Родригес, заявивший, что текущее удорожание нефти не является результатом изменения баланса между спросом и предложением на рынке нефти. Он также отметил, что Организация не собирается использовать свои возможности по манипулированию ценами или объемами предложения нефти для достижения каких-либо политических целей. Представители Саудовской Аравии также в очередной раз подтвердили, что эта страна не собирается сокращать свой нефтяной экспорт в США, несмотря на то, что большинство арабских государств видят в Вашингтоне союзника Израиля.
В настоящее время любые долгосрочные сбои предложения на рынке нефти представляются крайне маловероятными. Так, например, Ираку будет далеко не просто отказаться от своих нефтяных прибылей на сколько-нибудь продолжительное время. Тем не менее, существующая психологическая напряженность в любом случае может привести к определенному росту цен на нефть, и, тем самым, несколько замедлить ход восстановления экономики. В то же время, негативное воздействие этих факторов будет ограничено тем, что в ходе предстоящего летнего сезона мировой спрос на нефть заметно ниже, чем в зимние месяцы. Так, если аналогичный рост цен имел бы место перед началом отопительного сезона, то его последствия были бы гораздо более серьезными.