21 сентября 2001, 16:11

Глава Standard & Poor's готовится к рецессии Forex EuroClub

//www.dinform.ru//
Генеральный директор компании Standard & Poor's Дэвид М. Блитцер был одним из первых экономистов, заявивших о том, что произошедшие 11 сентября терракты могут привести к вступлению американской экономики в рецессию. Однако, по его мнению, хотя в третьем и четвертом кварталах этого года рост ВВП США может быть отрицательным, уже в начале будущего года американская экономика сможет вернуться к высоким темпам роста. По мнению Блитцера, недавние трагедии в Нью-Йорке и Вашингтоне могут даже привести к улучшению положения некоторых отраслей американской экономики, в том числе оборонной промышленности, строительства и связи. При этом, он считает что в долгосрочном периоде наиболее перспективными отраслями останутся здравоохранение и сектор high-tech. Ниже вы можете ознакомиться с интервью Дэвида М. Блитзера, данным им корреспондентам журнала BusinessWeek.

BusinessWeek: Какими могут стать экономические последствия от недавних террактов?
Блитцер: Мы ожидаем, что эта трагедия приведет к падению доверия потребителей и доверия в деловых кругах. В результате, в третьем-четвертом кварталах этого года американская экономика может погрузиться в краткосрочную рецессию, которая продлится до начала будущего года.

BW: Почему эта рецессия должна стать краткосрочной и чем будет обусловлено столь скорое восстановление экономики?
Б.: Важнейшим фактором здесь является доверие. Исходя из опыта войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг., мы может предположить, что в том случае, если американское правительство сможет предпринять некие решительные меры, то со временем доверие будет восстановлено. В этом случае ущерб от рецессии будет сравнительно небольшим.

BW: Считается, что рецессия означает сокращение ВВП в течении двух последовательных кварталов. Тем не менее, в этом году сокращения ВВП США пока не зафиксировано.
Б.: Вы правы, рецессия пока еще не наступила. К сожалению, трагические события прошлой недели, скорее всего, ускорят ее наступление. Разумеется, ни один аналитик не стремится предсказывать плохое будущее, однако в данных условиях мы просто не имеем морального права вводить людей в заблуждение чересчур оптимистичными прогнозами.

BW: Как вы считаете, насколько война может быть благоприятна для экономики исходя их исторического опыта?
Б.: События, с которыми мы столкнулись на прошлой неделе, ни в коем случае нельзя характеризовать как “благоприятные”. Однако, реальность такова, что они могут иметь определенные положительные последствия для экономики. Мы, наконец, перестанем спорить о бюджетном дефиците, и обратим внимание на инвестиции. Некоторые отрасли, таких как строительство и оборонная промышленность, столкнутся с существенным ростом заказов. В долгосрочном периоде недавние события должны будут также пойти на пользу связи, так как число людей, предпочитающих средства связи путешествиям, должно будет существенно возрасти.

B.: Что бы вы порекомендовали сегодня инвесторам?
Б.: По всей видимости, в ближайшем будущем большинство инвесторов обратятся к облигациям, считая вложение средств в эти бумаги менее рискованным. Что же касается рекомендаций в долгосрочном периоде, то в течение ближайшего десятилетия наиболее предпочтительными мне кажутся акции компаний high-tech, включая телекоммуникационные компании. Хотя в будущем году коррекция стоимости этих бумаг продолжится, в условиях Новой экономики компании high-tech все равно останутся наиболее динамично растущей силой. Кроме того, в долгосрочном периоде я также ожидаю роста компаний, связанных со здравоохранением и с производством строительных материалов. Успехи последних будут обусловлены ожидаемым ростом строительства, о котором мы уже упоминали выше.

BW: Как вы оцениваете текущее положение финансовых компаний, многие из которых на прошлой неделе понесли серьезные потери?
Б.: Подобные трагедии всегда оказываются серьезным испытанием для страховых компаний, и их акции, по всей видимости, в ближайшем будущем пойдут вниз. Однако, хотя некоторые аналитики ставят под сомнение способность страховщиков возместить понесенный ущерб, составляющий, по различным оценкам, от $15 млрд до $30 млрд, мне кажется, что страховая индустрия с этим справится. Вне сектора страхования положение финансовой индустрии представляется мне достаточно устойчивым. Мне кажется, что возможные трудности финансовых компаний могут быть обусловлены проявляющимися в краткосрочном периоде движениями рынка, а не внутренними проблемами индустрии.
Что же касается нашей компании, то мы по-прежнему будем делать все от нас зависящее для того, чтобы предоставлять участникам финансовых рынков необходимую им аналитическую информацию. В настоящее время из-за произошедшей трагедии мы были вынуждены перевести часть наших операций в офисы, расположенные вне Нью-Йорка и даже вне территории США. Некоторые наши сотрудники сегодня работают прямо у себя дома, связываясь с нами по телефону или через Интернет. Разумеется, мы стремимся как можно быстрее вернуться к прежнему ритму работы, однако мы понимаем, что для этого может потребоваться определенное время.

BW: Каков ваш прогноз по динамике индекса S&P 500 на ближайшие пять лет?
Б.: Мне кажется, что в долгосрочном периоде рост S&P 500 составит в среднем 10% в год. В настоящее время мы как раз пересматриваем наши прогнозы динамики этого индекса на ближайшие годы. Хочется повторить, что “рост в среднем на 10% в год” не означает ежегодного роста точно на 10%.

BW: Каким будет уровень S&P 500 на конец этого года?
Б.: Сейчас мы заново пересматриваем этот прогноз. Мне кажется, что при благоприятном стечении обстоятельств на конец этого года индекс будет где-то между 1.100 и 1.200.

BW: Согласно Кейнсианской школе экономической теории, бюджетный дефицит – это лекарство для переживающей трудности экономики. Насколько вы согласны с этим тезисом?
Б.: Разумеется. Одним из результатов прошлой недели станет то, что Конгресс прекратит бесплодные дебаты по поводу бюджетного дефицита и пойдет на увеличение расходов.

BW: Верите ли вы в наступление глобальной рецессии?
Б.: Японская экономика сегодня уже и так находится в состоянии рецессии. Если рецессия в США действительно наступит, то для того, чтобы объявить глобальную рецессию, нам будет достаточно дождаться рецессии в Европе. К сожалению, дела у европейской экономики сегодня также идут все хуже и хуже. Таким образом, в обозримом будущем впервые за последние 30 лет мы вполне можем стать свидетелями рецессии всех трех ведущих экономических регионов мира.

BW: Если бы вы играли на фондовом рынке, куда бы вы вложили свои деньги сегодня на ближайшие 10 лет?
Б.: Скорее всего, в акции тех или иных компаний high-tech, так как они стоят сегодня совсем недорого.