11 сентября 2001, 14:10

Опасные дисбалансы американской экономики (The Economist, 17.07.01) Forex EuroClub

www.worldeconomy.ru
Многие экономисты верят, что американская экономика уже преодолела стадию рецессии и во второй половине года может возобновить рост. Однако Уэйн Годли и Алекс Исурьета из Jerome Levy Economics Institute в своей новой научной работе утверждают, что крупные дисбалансы в экономике неизбежно приведут к рецессии.
Г-н Годли одним из первых заявил, что американский экономический бум конца 90х не продлится долго. Причин тому две – во-первых, темпы роста расходов частного сектора превышали темпы роста доходов, тем самым существенно увеличивая задолженность корпораций и домашних хозяйств. Во-вторых, дефицит платежного баланса США вырос до рекордного показателя в 4.3% ВВП. Эта проблема обсуждается многими экономистами, но мало кто обращает внимание на вопрос задолженности частного сектора (чистые сбережения частного сектора равняются разности располагаемого дохода фирм и домашних хозяйств и их расходов). Чистые сбережения частного сектора плюс сальдо бюджета должны совпадать с показателем платежного баланса.
Переход правительства от политики дефицитного бюджета к политике бюджета с положительным сальдо в свое время обсуждался и бурно приветствовался. Но гораздо важнее тот факт, что сальдо доходов и расходов частного сектора поменяло знак - с 1960 по 1992 год оно было положительным; теперь же чистые сбережения частного сектора, составлявшие в 1992 году 5.4% ВВП, являются отрицательными – минус 7% ВВП.
Эта беспрецедентная перемена, произошедшая в конце 90х, в первую очередь отражает специфику поведения не фирм, а домашних хозяйств. Задолженность домашних хозяйств, составлявшая 95% располагаемого дохода в начале 90х, к четвертому кварталу прошлого года выросла до 124%.
Г-н Годли утверждает, что вскоре чистые сбережения частного сектора резко вырастут. Домашние хозяйства пересмотрят свой бюджет, и тем самым ввергнут экономику в рецессию. Множество экономистов с этим не согласны. Многие последние работы содержат мысль, что правильно измеренная норма сбережений домашних хозяйств намного выше официальных цифр. Если это так, то возможно, что опасность роста нормы сбережения преувеличена. Но проблема в том, что все эти исследования рассматривают брутто-сбережения, а не чистые сбережения (за вычетом инвестиций).
Рассмотрим несколько аргументов в пользу того, что сбережения домашних хозяйств выше, чем кажется. Во-первых, расчет нормы сбережений официально включает в себя выплаты работодателей по пенсионным схемам, однако выплаты пенсионерам по этим схемам в доходе последних не учитываются. Это значит, что сбережения домашних хозяйств недооцениваются. Последнее время прирост капитала фирм позволил им выплачивать пенсии в обход пенсионных схем, и благосостояние домашних хозяйств, по теории, выросло. Но если эту цифру включить в расчеты, то она попадет в соответствующие статьи расходов фирм – таким образом, баланс всего частного сектора останется неизменным.
Во-вторых, есть мнение, что затраты на покупку автомобилей и других товаров долговременного пользования нужно рассматривать как инвестиции домашних хозяйств, а не как простые затраты. Но и в таком случае в целом по частному сектору баланс все равно останется без изменений.
В-третьих, прирост капитала фирм можно рассматривать как сбережения. Это увеличивает общее благосостояние, но только в том случае, если домашние хозяйства продают активы или одалживают деньги под залог активов. Но все долги все равно придется обслуживать из будущих доходов. Кроме того, фирмы не могут бесконечно наращивать капитал путем продажи новых акций – иначе цены на акции рухнут.
Таким образом, дефицит баланса сбережений и инвестиций в частном секторе представляется лучшей мерой оценки устойчивости экономики, нежели уровень брутто-сбережений. Так считает и Международный Валютный Фонд, и Банк Международных Расчетов. В последнем годовом отчете БМР напомнил, что в прошлом повторялась одна и та же картина. Когда чистые сбережения частного сектора резко падали ниже долгосрочных средних показателей, в дальнейшем это всегда сопровождалось спадом в экономике, так как потребление неизбежно сокращалось по мере возврата к средним показателям нормы сбережения. В качестве примера можно привести Великобританию и Швецию в конце 1980х, Японию в 90х. В первом квартале 2001 года финансовый дефицит частного сектора в США впервые сократился. Возможно, это поворотная точка?
В своей работе авторы рассматривают дальнейшую судьбу дисбалансов в американской экономике. По данным Бюджетного Комитета Конгресса, в соответствии с прогнозами экономического роста в США дефицит в частном секторе к 2006 году достигнет 6% ВВП – это слишком много. С другой стороны, разворот тенденции изменения нормы сбережения в США не будет таким сильным, как в Великобритании – в отличие от текущей ситуации, высокая инфляция в конце 80х не позволила Британии эффективно снизить процентные ставки.
Скорее всего, дальнейшее развитие событий в США пойдет по нейтральному сценарию. Если норма сбережения частного сектора в ближайшие три года вернется к историческим средним показателям – тогда уже в этом году следует ожидать рецессии, а годовой рост ВВП в ближайшие пять лет будет составлять всего 1.1%. Если же финансовый дефицит в частном секторе снизится лишь наполовину, до 3% ВВП, то годовой прирост ВВП до 2006 года составит около 2%.
Чтобы все три сектора экономики находились в равновесии, более высокая норма сбережения в частном секторе должна быть скомпенсирована либо снижением дефицита платежного баланса, либо переходом к политике дефицитного бюджета. И забудьте о мысли когда-нибудь расплатиться по государственному долгу.