31 августа 2001, 09:33

Дюсенберг пошёл по стопам Гринспена Forex EuroClub

www.gazeta.ru // Ольга Аристова //
Европейский ЦБ снизил ставку процента по межбанковским кредитам overnight на 0,25%. Снижение, скорее, косметическое и последнее в этом году, но европейские аналитики рады и такому: динамика падения темпов экономического роста в еврозоне в последнее время была даже похуже американской.
На сегодняшнем заседании Европейского Центрального Банка было принято решение снизить процентную ставку до 4,25% годовых. В отличие от Федеральной резервной системы США, снизившей ставки в этом году уже 7 раз, для ЕЦБ это снижение стало всего лишь вторым. Такая нерешительность по сравнению с Америкой была вызвана несколько разными взглядами главы ЕЦБ Вима Дюсенберга и главы ФРС Алана Гринспена на эффективность подобной политики и более сильной инфляцией в Европе. А также ошибочным, как показало время, мнением европейских экономистов о том, что влияние сложной экономической ситуации в США будет не слишком заметно.
Сегодняшнее снижение ставки Европейским ЦБ на четверть процента не стало неожиданностью для экспертов. Да и не было никаких причин отказываться от этого шага: темпы роста экономики стран еврозоны в этом году близки к нулю, а инфляция медленно, но верно входит в рамки критического уровня. По данным за июль, рост цен в 12 странах еврозоны не превысил 2,7% в годовом исчислении, по сравнению с 3% в июне и 3,4% в мае. В августе, по предварительным оценкам, темпы роста цен вплотную приблизятся к отметке 2%.
Конечно, речи о том, что снижение ставки немедленно и радикально улучшит ситуацию в европейской экономике, не идет. В тех же США ставку за год снизили в сумме на 3% годовых, почти вдвое по сравнению с началом года – а результатов столь агрессивного подхода по-прежнему не видно.
Но и говорить о том, что все это бессмысленно, тоже не стоит. Лучших рычагов влияния на экономику пока никто не придумал.
В Японии, правда, из-за того что ставка процента по межбанковским кредитам overnight равна 0,25% и снижать дальше ее почти некуда, прибегают к несколько другим мерам стимулирования экономики: увеличения целевого уровня объема ежедневных операций банка на денежном рынке и объема покупок ЦБ Японии правительственных облигаций. Таким образом, Банк Японии фактически увеличивает предложение денег на рынке, но это практически эквивалентно снижению рыночных процентных ставок.
А пока и в Европе, и в США, и в Японии продолжается снижение экономического роста. И если в крупнейшей экономике Европы – германской – экономический рост во втором квартале и начале третьего близок к нулю, а рост ВВП просто нулевой, то в Италии и Бельгии за этот же период вообще наблюдалось падение показателей внутреннего валового продукта.
Так что сегодняшний шаг ведомства Дюсенберга нацелен не на то, чтобы стимулировать рост, а скорее на то, чтобы остановить падение. В Америке, кстати, в последнее время никто и не скрывал, что главное для экономики страны в этом году – достигнуть дна. По последним данным, США это уже почти удалось: после пересмотра данных за второй квартал оказалось, что экономический рост в Америке составил даже не 0,7%, и без того рекордно низкие, а 0,2%. А поскольку американская экономика на европейскую всё-таки влияет, ЕЦБ, судя по всему, придётся в этом году ещё снизить ставку.
Правда, догнать Америку по интенсивности снижения ставки у Европейского центробанка уже, конечно, не получится.