13 августа 2001, 17:18

Мысли вслух от FIBO Forex EuroClub

www.fibo.ru // Дмитрий Лукашов, главный аналитик FIBO // Как правило, у вещей и явлений есть разные стороны и наблюдатель cо одной стороны не всегда соглашается со взглядом человека с противоположной. Давеча на birthday моего товарища трейдера довелось мне стать свидетелем обсуждения лондонских трущоб (которое было вызвано просмотром кинофильма "Интим"). На birthday трейдера, как правило, бывают трейдеры - все они, конечно, были в Лондоне и все, конечно, в курсе данного вопроса! Поскольку в столице Англии мне также случалось бывать, но не всегда в том статусе, в коем прибывали мои товарищи, то я был совсем не согласен с их выводами. Особенно меня задела фраза о том, что в Гайд-парке живут только кролики, белки и индусы. Неправда - я, например, вовсе не индус! (автору в свое время довелось искать ночлег под деревьями королевского парка). Сказать, что кредиторы и собственники компаний стоят по разные стороны баррикад было бы, конечно, неверно, равно как и утверждать, что их интересы в деятельности компании полностью совпадают. Традиционно теория говорит о том, что со снижением стоимости акций долговые обязательства компании дешевеют. Между тем, мы, наконец, собрались с силами и, проведя незамысловатые исследования, обнаружили то, о чем давно подозревали, а именно: поведение фондовых инструментов зависит в большей степени от рейтинга корпорации, нежели от статуса собственности (совсем как в Hyde-park, где все зависит от материальных возможностей, а не от того, русский ты или индус).
В конце прошлой недели нас насторожило резкое (по меркам сонного августовского рынка) расширение кредитных спредов. Неприятной неожиданностью для нас стало то обстоятельство, что расширение спредов происходило по всему спектру и то, что кредитные спрэды по бумагам с высокими рейтингами расширились до своих апрельских значений. Тем самым подтверждая сформировавшийся с середины мая тренд, говорящий об ухудшении общеэкономической ситуации(напомним, что подобная скептическая точка зрения на экономику дисконтирована и в котировках сегмента государственного долга). Однако если сравнить предикативные способности кредитного рынка инструментов ААА и high-yield bonds, то окажется, что кредитные спреды могут означать совершенно противоположные вещи.
Коэффициент корреляции между SP500 и кредитными спрэдами бумаг рейтинга ААА, рассчитанный на недельном базисе за последние два года, составляет 0.6. А тот же самый коэффициент, рассчитанный для облигаций телекомов рейтинга ВВB- B, равен -0.5! (минус 0.5!!). По-русски говоря, падение рынка акций ведет к снижению стоимости долговых обязательств бумаг низкого рейтинга и, напротив, увеличивает стоимость высокорейтинговых бумаг. Для индекса NASDAQ это различие еще более разительно.
К сожалению, данный формат исключает поиск логики подобного "некнижного" поведения высокорейтинговых облигаций (на наш взгляд, это связано с уменьшением финансового левереджа у корпораций во время рецессии) - нас интересует больше другая деталь. Fixed income регулярно оказывается более прозорливым, чем рынок акций, и поэтому продолжающийся тренд в сторону расширения кредитных спредов (ААА, swap-spread) - это весьма неблагоприятный знак для рынка акций. Между тем, ничего подобного вы не найдете в high-yields, напротив, кредитные спреды практически по всем сегментам находились в устойчивом даунтренде, и расширение на последней неделе выглядит, скорее, как коррекция. Одновременное расширение всех спрэдов в любом случае настораживающий фактор, но если наши наблюдения имеют смысл, и high-yield bonds на самом деле более достоверный индикатор, то все не так уж плохо.
Мы на всякий случай напомним, что речь в данном материале идет о спрэдах, а не об абсолютной доходности бумаг, таким образом, оцениваются не инвестиции в бумаги вообще, а доход от принятия именно кредитных рисков - покупка продажа кредитных спредов.