26 августа 2020, 08:35

Нуриэль Рубини: сообщения о смерти доллара сильно преувеличены Forex EuroClub

"Циклические факторы могут объяснить сегодняшнюю слабость доллара, в то время как более долгосрочные перспективы доминирования доллара более неоднозначны.
Недавнее резкое снижение курса доллара привело к опасениям, что он может потерять роль основной мировой резервной валюты. В конце концов, в дополнение к агрессивному смягчению денежной политики ФРС - что угрожает ещё больше обесценить ключевую мировую валюту - цены на золото и инфляционные ожидания также растут.
Но, перефразируя Марка Твена, сообщения о скорой смерти доллара сильно преувеличены. Недавнее ослабление доллара вызвано краткосрочными циклическими факторам. В долгосрочной перспективе ситуация более сложная: доллар имеет как сильные, так и слабые стороны, могут со временем подорвать (или не подорвать) его мировую позицию.
Негативные факторы.
Главный среди краткосрочных негативных факторов - сверхмягкая денежная политика ФРС. При том, что США монетизируют самые крупные бюджетные дефициты, подход ФРС, кажется, более стимулирующим, чем большинство других центральных банков.
Доллар имеет тенденцию ослабляться в течение эпизодов склонности к риску, и наоборот. пот почему стоимость достигла пика в течение паники февраля-марта в отношении COVID-19, и ослаблялся с апреля, так как настроение на рынке восстановилось.
Более того, активация ФРС линий валютных свопов с другими центральными банками смягчили ситуацию с ликвидностью в долларе, что повышало обменный курс ранее в кризис. Сейчас наводнение долларов в мире оказывает давление в сторону снижения доллара США.
Более того, некоторые развитые страны (в Европе и других местах) и некоторые развивающиеся рынки (такие как Китай и в других местах Азии) выполняют работу по ограничению COVID-19 намного лучше, чем США, что предполагает, что их экономическое восстановление может оказаться более устойчивым. Неудачи в общественном здравоохранении и связанные с этим экономические уязвимости в США ещё больше усугубляют слабость доллара.
Также стоит повторить, что до пандемии доллар укрепился на более чем 30% в номинальном и реальном (с коррекцией на инфляцию) выражении с 2011 г. Учитывая большой внешний дефицит США, и благодаря тому, что процентные ставки не насколько велики для финансирования его с помощью притока капитала, ослабление доллара было необходимо для восстановления торговой конкурентоспособности США. И поворот США к протекционизму сигнализирует, что они предпочитают более слабые доллар для восстановления внешней конкурентоспособности.
Доллар может укрепиться.
Даже в краткосрочной перспективе доллар снова может укрепиться если - как показывают последние данные по мировому экономическому росту - V-образное восстановление остановится в анемичном U-образном восстановлении, не говоря уже о двойном падении, если первая волна пандемии не контролировалась, и вторая волна убьёт восстановление до того, как будет найдена эффективная вакцина.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе несколько факторов могут сохранить мировое доминирование доллара. Доллар продолжит выигрывать от широкой системы гибких обменных курсов, ограниченного контроля капитала, и глубоких, ликвидных рынков облигаций.
Более того, просто нет явной альтернативной валюты, которая может служить общей расчётной единицей, средством платежа, и стабильным средством сбережения.
Кроме того, несмотря на трудности пандемии, потенциальный годовой экономический рост в США, на около 2%, выше чем в большинстве других развитых экономиках, где он близок к 1%. Экономика США также остаётся динамичной и конкурентной во многих лидирующих областях, таких как технологических, биотехнологический, фармацевтический, здравоохранения, передовых финансовых услуг, всё это продолжит привлекать приток средств из-за границы.
Любая страна, борющаяся за позицию США, должна спросить себя, реально ли она хочет в конечном итоге получить сильную валюту и связанный с этим крупный дефицит платёжного баланса, который связан с удовлетворением мирового спроса на безопасные активы (государственные облигации). Этот сценарий кажется довольно непривлекательным для Европы, Японии, или Китая, где сильный экспорт играет ключевую роль в экономическом росте.
При данных обстоятельствах США, вероятно, сохранят свою "оправданную привилегию" как эмитент безопасного долгосрочного долга, который частные и государственные инвесторы хотят иметь в своих портфелях.
Долгосрочная перспектива.
Тогда возникает вопрос, какие факторы могут подорвать мировую позицию доллара со временем. Во-первых, если США продолжают монетизацию большого дефицита бюджета, тем самым увеличивают крупные внешние дефициты, увеличение инфляции в конечном счёте может обесценить доллар и ослабить его привлекательность в качестве резервной валюты. Учитывая текущую комбинацию экономических политик, это растущий риск.
Ещё один риск - потеря США геополитической гегемонии, что было одной из причин, почему так много стран используют доллар. Нет ничего нового в том, что валюта гегемона является мировой резервной валютой. Это было так с Испанией в 16 веке, Голландией в 17 веке, Францией в 18 веке, Великобританией в 19 веке.
Если предстоящие десятилетия принесут то, что многие уже называют "китайским веком", доллар может значительно поблекнуть при росте юаня.
Превращение доллара в оружие посредством торговых, финансовых, технологических санкций может ускорить переход. Даже если американские избиратели выберут нового президента в ноябре, подобные политики, вероятно, продолжатся, так как холодная война между США и Китаем - долгосрочный тренд, и стратегические противники США (Китай и Россия) и союзники уже диверсифицируются в сторону от долларовых активов, на которые могут быть наложены санкции или конфискация.
В то же время, Китай вводит больше гибкости в свой обменный курс постепенно ослабляет некоторые меры контроля за движением капитала, и создаёт более глубокие рынки долга. Он убедил больше торговых и инвестиционных партнёров использовать юань как средство учёта, средство платежа, средство сбережения, в том числе в валютных резервах.
Создание альтернативы возглавляемой Западом системы SWIFT, и работа над цифровым юанем, которые в конечном счёте может быть интернационализирован. И его собственные технологические гиганты создают огромные платформы электронной коммерции и электронных платежей (Alipay и WeChat Pay), которые другие страны могут адаптировать для их собственной местной валюты. Таким образом, хотя положение доллара на данный момент безопасно, он сталкивается со значительными трудностями в предстоящие годы и десятилетия. Действительно, ни китайская экономическая система (государственный капитализм с финансовым контролем), ни технократически-авторитарный политический режим не имеют особой привлекательности на Западе.
Но китайская модель уже стала довольно привлекательной для многих развивающихся рынков и менее демократических стран. Со временем, по мере расширения китайской экономической, финансовой, технологической, геополитической мощи, его валюта может проникнуть во многие другие части мира.